299. С кем остается ребенок после развода?

299. С кем остается ребенок после развода?

Ас-саляму аляйкум! После развода родителей, с кем остаются дети? Может ли муж отнять их от матери?

Ответ:

Ва ‘аляйкум ас-Салям ва рахматуЛлаhи ва баракату.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение избранному пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:

Ученые, не пришли к единому мнению! Поэтому, мы упомянем самое основное, и самое надежное, иншаАллаh:

Если родители развелись, и у них ребенок, а именно мальчик, то как говорит шейх Мухаммад Муса аш-Шариф: если мальчик, достигает двух летнего возраста, то он сам выбирает к кому идти.

Я добавлю: не всегда дети в это возрасте способны выбирать, бывает такое, что ребенок может выбрать одного из родителей, просто по причине того, что кто-то из них забавляет его, балует, таким образом мальчик и тянется к нему. Надо учитывать, чтобы выбор мальчика, не был связан с грехом родителей.

Для того, чтобы выбор мальчика был справедлив, оба родителей должны быть набожными, богобоязненными людьми.

К примеру, муж нечестивец, а мать праведная, и мальчик тянется к нечестивцу отцу, отдаем ли его отцу? Нет! Не отдаем, судья выносит решение в пользу матери. А если на оборот, то судья выносит решение в пользу отца, и т.д.

В данном вопросе важно учитывать пользу и вред, как сказал шейх Сулейман аль-Маджид.

Если женщина, справедлива, пусть даже не очень набожна, она сам по себе достаточно надежный человек, то как указал имам Ибн аль-Къайим, она более достойна ребенка. И вообще из книги имама Ибн аль-Къайима «Заду аль-Ма’ад» в разделе, где он разбирает эту тему, видно, что он склоняется к тому что лучше для ребенка.

Все же, ситуации могут различаться! И лучше, в данной ситуации мальчика к тому родителю, в котором он получит должное воспитание, и никто из родителей не может запретить своему сыну, посещать одного из родителей, как сказал имама Ибн Къудама!

Это что касается мальчика, а по поводу девочки, то тут вопрос еще обширней, обо всем по порядку:

Большинство ученых на том, что девочка, более достойна быть с матерью, так как именно мать знает все тонкости этого вопроса, и нужные элементы, связанные именно с девочкой.

Имам Ахмад, и Абу Дауд передали хадис, где одна женщина подошла к пророку мир ему и ему и благословение Аллаhа, и сказала:

«О посланник Аллаhа, поистине, для моей девочки, живот мой служил сосудом, а мои груди, напитком, а мои колени, ложем, а ее отец развел меня, и теперь хочет отнять ее у меня». И посланник Аллаhа мир ему и благословение Аллаhа ответил: «Ты более достойна ее, до тех пор, пока не выйдешь замуж»

И это основа в данном вопросе, что ребенок остается с девочкой, до тех пор, пока (т.е. мать девочки) не выйдет замуж.

Но другая группа ученых, а именно имам Ибн Къудама, ссылаясь на имама Абуль Къасима аль-Харакъи, на том, что мать достойна девочки до тех пор, пока девочке не исполнится семь лет.

Другая же группа ученых, а это передается от Абу Ханифы, что мать достойна девочки, пока мать не выйдет замуж, или пока у девочки не пойдут месячные.

Другая группа ученых сказала, а именно имам Малик, мать достойна девочки, пока ее мать не выйдет замуж, и совокупится с мужем.

Другие же ученые сказали, что если мать вышла замуж, то ребенок переходит к ее матери, т.е. к бабушке девочки, а если нету, то только потом к отцу. Это мнение шейха, Ибн База, его зама, ‘АбдуРаззакъ ‘Афифи, а также ‘АбдуЛлаh ибн Гъудаян, Салиха аль-Фаузан, и муфтия Салих Али Шейх.

Мнения ученых на этот счет множество, однако самое правильное мнение в этом вопросе, как указал шейх аль-Маджид, это принятое, обговорённое, правило.

Т.е. дело надо вернуть к судье, ученому, и по ситуации решить дело. Ведь разные положения у родителей.

Так, например, Абу Бакр ас-Сыддикъ, провел такой суд, и вынес решение, отдать ребенка матери.

Заключение:

Мать более достойна девочки, тем более если она не достигла семи лет, и тем более если ее мать вышла замуж.
Но если мать грешница, ослушница, и девочка уже не нуждается в грудном молоке, то девочка переходит к отцу, ибо в этом масляха больше.

А если женщина вышла замуж, и бывший муж ослушник, нечестивец, то девочку такому не возвращают, а остается она дальше с матерью, пусть даже мать уже замужем.

Но бывает и такое, что оба праведные, и мать и отец, но отец живет в другом – далеком городе, то здесь он забирает ее собой, нельзя оставлять девочку с матерью в городе, где нет по близости отца. На этом мнении имам Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и, и Ахмад, это мнение так же выбрал Шейхуль Ислям Ибн Теймийя, сказав: «То в это случае, девочка остается с отцом, пусть даже мать более достойна ее», это мнение так же выбрал имам ханбалитов своего времени Абу аль-Хасан аль-Мардауи.

А знание у Аллаhа!

 

Комментарии

  • Аноним | Авг 6,2018

    класть))

    • AR-RAD | Авг 7,2018

      ло-жи́ть

      Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4c. Соответствующий глагол совершенного вида — положить.

      Корень: -лож-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.

      Значение
      прост. то же, что класть; приводить в лежачее состояние, опускать на горизонтальную поверхность ◆ А засело-таки в нём, не примирится: трехсотграммовку свою не ло́жит, как все, на нечистый стол в росплесках, а―на тряпочку стираную. А. И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича», 1961 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

      Этимология
      Происходит от праслав. *ložiti, от кот. в числе прочего произошли: церк.-слав. ложити, ложѫ, укр. ложи́ти, сербохорв. поло̀жити, словенск. iz-ložíti «выгрузить», чешск. -ložiti, польск. łożyć, в.-луж. ɫožić. Кауз. от лежать; ср. готск. lagjan, др.-исл. leggia «класть», др.-в.-нем. leggan.

      Использованы данные словаря М. Фасмера

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *