234. Намаз больного. Ибн 'Усеймин.

234. Намаз больного. Ибн ‘Усеймин.

Я лежу в больнице. У меня кровотечение. Не сильно но по каплям, это угроза потерять ребенка.

Мне запретили делать какие-либо нагрузки, движения, почти все время лежать, как мне делать намаз? Если у меня кровь все время, и могу ли я его как-то сидя делать?

Ответ

Ва ‘аляйкум ас-салям ва рахматуЛлаhи ва баракатуh. Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение избранному пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:

Если не удается выполнить какой-то столп намаза, то оставляется именно текущий невыполнимый столп, но другие по возможности выполняются в обязательном порядке.

Сказал ‘алляма ибн аль-‘Усеймин:

أولاً: يجب على المريض أن يصلي الفريضة قائماً ولو منحنياً، أو معتمداً على جدار، أو عصا يحتاج إلى الاعتماد عليه

ثانياً: فإن كان لا يستطيع القيام صلى جالساً، والأفضل أن يكون متربعاً في موضع والركوع

ثالثاً: فإن كان لا يستطيع الصلاة جالساً صلى جنبه متوجهاً إلى القبلة، والجنب الأيمن، فإن لم يتمكن من التوجه إلى القبلة صلى حيث كان اتجاهه، وصلاته صحيحة، ولا إعادة عليه

رابعاً: فإن كان لا يستطيع الصلاة على جنبه صلى مستلقياً رجلاه إلى القبلة، والأفضل أن يرفع رأسه قليلاً ليتجه إلى القبلة، فإن لم يستطع أن تكون رجلاه إلى القبلة صلى حيث كانت، ولا إعادة عليه

خامساً: يجب على المريض أن يركع ويسجد في صلاته، فإن لم يستطع أومأ بهما برأسه، ويجعل السجود أخفض من الركوع، فإن استطاع الركوع دون السجود ركع حال الركوع، وأومأ بالسجود، وإن استطاع السجود دون الركوع سجد حال السجود، وأومأ بالركوع

سادساً: فإن كان لا يستطيع الإيماء برأسه في الركوع والسجود أشار في السجود بعينه، فيغمض قليلاً للركوع، ويغمض تغميضاً للسجود، وأما الإشارة بالإصبع كما يفعله بعض المرضى فليس بصحيح ولا أعلم له أصلاً من الكتاب والسنة، ولا من أقوال أهل العلم

سابعاً: فإن كان لا يستطيع الإيماء بالرأس، ولا الإشارة بالعين صلى بقلبه، فيكبر ويقرأ، وينوي الركوع، والسجود، والقيام، والقعود بقلبه: «ولكل امرئ ما نوى»

ثامناً: يجب على المريض أن يصلي كل صلاة في وقتها ويفعل كل ما يقدر عليه مما يجب فيها، فإن شق عليه فعل كل صلاة في وقتها فله الجمع بين الظهر والعصر وبين المغرب والعشاء، إما جمع تقديم بحيث يقدم العصر إلى الظهر، والعشاء إلى المغرب، وأما الجمع تأخير بحيث يؤخر الظهر إلى العصر، والمغرب إلى العشاء حسبما يكون أيسر له.أما الفجر فلا تجمع لما قبلها ولا لما بعدها

تاسعاً: إذا كان المريض مسافراً يعالج في غير بلده فإنه يقصر الصلاة الرباعية فيصلي الظهر، والعصر، والعشاء على ركعتين، ركعتين حتى يرجع إلى بلده سواء طالت مدة سفره أم قصرت. والله الموفق

«Во первых, больной обязан совершить обязательную молитву стоя даже если наклонен, или оперившись на стену, или же на палку —  которая необходима для опоры.

Во вторых, если не может (молиться) стоя, то сидя, желательно обозначить стояние и поясной поклон в позе мутарабби’[1]

В-третьих, если не может молится сидя, то молится лежа на правом боку, повернувшись к къибле. Если же не может обратится (лежа) к къибле то обращается туда куда может, намаз его действителен и не надо ее возмещать.

В четвертых, если не может делать намаз на (правом) боку, то молится (расстелившись) лежа, где его ноги обращены в стороны къиблы, и желательно (хотя-бы) слегка приподнять голову в сторону къиблы. Если не может молится направив ноги в сторону къиблы, то направляет туда, куда может, и нет на нем возмещения молитвы.

В пятых, больной обязан выполнять поясные и земные поклоны, а если не может, то отмечает их кивками головы. И делает земной поклон ниже чем поясной, но если он в состоянии совершить поясной поклон (как положено) а земной (не способен сделать как положено), то совершает земной как есть, а земной отмечает кивками головы. (И на оборот): если способен совершить земной поклон (как положено) а поясной нет, то земной поклон как есть а поясной (отмечает) кивками головы.

В шестых, если он не может отмечать поясные и земные поклоны кивками головы, то отмечает их взглядом глаз; слегка моргает для поясного поклона, и сильнее для земного. А что касается некоторых больных, которые изображают свою молитву пальцем, это неправильно, я не знаю этому основу ни с книги (Аллаха), ни из сунны, ни из высказываний ученых.

В седьмых, если он не в состоянии (отмечать намаз) кивками головы или взорами глаз, то молится сердцем; произносит такбир (как положено) и читает (как положено), затем намеревается (и воображает) поясной и земной поклон, а также стояние и сидение, (согласно хадису): «… и каждому достанется то, что намеревался приобрести».

В восьмых,  больной обязан совершать все молитвы во время и выполнять все обязательные элементы (молитвы) в силу своей возможности. Если для него проблемно делать намаз своевременно, то он может объединять аз-Зуhр с аль-‘Асром и аль-Магъриб с аль-‘Иша следующим образом: либо перенося  аль-‘Аср на аз-Зуhр и аль-‘Иша на аль-Магъриб, или  (на оборот): перенести аз-Зуhр на аль-‘Аср и аль-Магъриб на аль-‘Иша, все это на его (усмотрение, пусть делает так) как легче.  А что касается утренней молитвы, то она не переносится ни к той молитве что до нее, ни к той, что после нее.

В девятых, если больной проводит лечение за границей, то он вправе сокращать четырехкратные молитвы пока не вернется домой: аз-Зуhр, аль-‘Аср, аль-Магъриб, аль-‘Иша. И неважно, долго он будет в сафаре или нет. 


 Мутараби’ – это такая поза, когда человек подгибает под себя ноги и садится на них. В таком случае его ягодицы упираются на его две стопы, но земной поклон по мере своих сил  он должен совершить как подобает.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *