Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

228. Кушать и пить после азана в Рамадан

Последнее обновление на 24 Мар 2023

228. kushat i pit posle azana v ramadan 640x372 - 228. Кушать и пить после азана в Рамадан

Скачать

 

Ибн ‘Усеймина спросили о случае, когда человек принимал пищу вовремя азана или после него спустя немного времени, он ответил:

الأذان لصلاة الفجر إما أن يكون بعد طلوع الفجر أو قبله ، فإن كان بعد طلوع الفجر فإنه يجب على الإنسان أن يمسك بمجرد سماع النداء ، لأن النبي صلى الله عليه وسلم يقول : ( إنَّ بِلالا كَانَ يُؤَذِّنُ بِلَيْلٍ ، فَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يُؤَذِّنَ ابْنُ أُمِّ مَكْتُومٍ ، فَإِنَّهُ لا يُؤَذِّنُ حَتَّى يَطْلُعَ الْفَجْرُ ) . فإذا كنت تعلم أن هذا المؤذن لا يؤذن إلا إذا طلع الفجر فأمسك بمجرد أذانه ، أما إذا كان المؤذن يؤذن بناء على ما يعرف من التوقيت ، أو بناء على ساعته فإن الأمر في هذا أهون وبناء على هذا نقول لهذا السائل : إن ما مضى لا يلزمكم قضاؤه ، لأنكم لم تتيقنوا أنكم أكلتم بعد طلوع الفجر ، لكن في المستقبل ينبغي للإنسان أن يحتاط لنفسه ، فإذا سمع المؤذن فليمسك 

Азан на Фаджр дают либо после восхода либо до этого. Если его дают после восхода, то человек обязан воздержаться (от еды) сразу как услышит азан, так как пророк ﷺ сказал: «Поистине, Биляль дает азан ночью, так ешьте и пейте до тех пор, пока азан не даст Ибн Умм Мактум, ибо он дает азан после фаджра». Если тебе известно, что этот муадзин дает только после восхода солнца, то воздержись (от принятия еды) сразу как услышишь (его азан).

А если муадзин призывает на молитву, основываясь на (установленных) расписаниях молитв (т.е на математические/астрономические расчеты) или на свои часы, то это дело гораздо проще (т.е дело не имеет той строгости, чтобы воздержаться в этот момент от еды во время такого азана).

Отталкиваясь от этого ты не должен возмещать то, что прошло (из-за таких постов, поскольку ты их не нарушал), потому что вы не были убеждены в том, что вы поели (именно после фаджра). Но на будущее: человек должен проявлять осторожность, если услышали (своевременный) азан муадзина, надо воздержаться.
≡ См. «Фатауа Рамадан» 204.

Шейх также сказал:

Мы считаем, что то расписание молитв, которое сейчас у людей, отодвинуто на пять минут назад, особенно для фаджра. Т.е если ты принимаешь еду а муадзин дает азан согласно расписанию (календарю), нет в этом ничего плохого, если только муадзин для верности не оттягивает азан…

Шейх Салих аль-Фаузан сказал:

إن كان عادة المؤذن أنه يقدم الأذان أي يبكر فلا بأس أن يأكل الإنسان بعد أذان المؤذن لقوله صلى الله عليه وسلم: «‏إن بلالاً يؤذن بليل فكلوا واشربوا حتى يؤذن ابن أم مكتوم» وكان ابن أم مكتوم يؤذن إذا قيل أصبحت أصبحت [رواه الإمام البخاري في صحيحه]. أما إذا كان عادة المؤذن أنه يتقيد بطلوع الفجر ولا يؤذن إلا عند طلوع الفجر فإنه لا يجوز الأكل عند ذلك لأنه أكل وشرب بعد طلوع الفجر وكذلك التقويم كما ذكرنا هو علامة يستدل بها فلا ينبغي أن يتأخر عن حد التقويم تأخرًا كثيرًا، أما لو تأخر دقيقة أو دقيقتين وما أشبه ذلك فهذا لا بأس به… أما التأخر الكثير عن التقويم كخمس دقائق وأكثر فهذا لا يجوز.

Если муадзин имеет обыкновение давать азан немного раньше, то нет никаких проблем если человек продолжает употреблять пищу после азана согласно его ﷺ словам: » «Поистине, Биляль дает азан ночью, так ешьте и пейте до тех пор, пока азан не даст Ибн Умм Мактум, ибо он дает азан после фаджра». Ибн Умми Мактум давал азан когда говорили: «Рассвело! Рассвело!». А если муадзин имеет обыкновение призывать на молитву исключительно после рассвета, тогда уже нельзя кушать, так как это будет расцениваться принятием пищи и питьем после наступления фаджра.

Такое же дело обстоит с календарями (астрономическими расписаниями), по ним тоже руководствуются, не стоит сильно задерживаться от указанного в этих расписаниях времени. Если задержаться на одну/две минуты и тому подобное, нет проблем. Много задерживаться, к примеру на пять минут и больше, нельзя.

Слова в хадисе: «Уже рассвело!» свидетельство на то, что люди видели зарю воочию, только после этого они прекращали принимать пищу. Я не призываю не считаться с современными данными о времени намазов, однако призываю не падать в крайность, давая азан немного раньше положенного времени, что делают практически во всех странах. В России и здесь в Каире азан дают тогда, когда на улице кромешная тьма. После их азана рассветает еще не скоро, что явно подтверждает обсуждаемую нами суть темы.

Эти ученые упирались на асары сахабов и табиинов, вот некоторые из них:

Имам ‘Абд ар-Раззакъ сказал: нам рассказал Уаhб ибн Нафи’: нам рассказал ‘Икрима, сказавший: «Напои меня, дитя». Тот сказал: «Настало утро». Он сказал: «Нет. Ибн ‘Аббас сказал: «Клянусь Аллаhом есть сомнение. Напои меня»».

Там же ‘Абд ар-Раззакъ привел слова Ибн ‘Аббаса: «Пока есть сомнение (относительно восхода солнца), Аллаh дозволил питье».

Также передается через Макхуля, сказавшего:

Я видел Ибн ‘Умара как он взял ведро воды зам-зам и спросил двух парней: «Фаджр настал?». Один из них сказал: «Настал». Другой сказал: «Не настал». Тогда Ибн ‘Умар выпил.

Имам Ибн Хазм, комментируя эти сообщения сказал:

Все это свидетельствует о том, что фаджр не был ясным для них, и таким образом это (положение) согласуется с Кораном.
≡ См. «аль-Мухалля» 4/367.

 

Один комментарий

  1. Марат. 8 Апр 2024

    АСаламу г! алайкум ахи. Если во время сухура , прозвучал азан и во время азана поел еще один финик , пост портится или нет?)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *