Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

223. Шевеление пальца в сидение между земными поклонами

Последнее обновление на 11 Ноя 2019

223. Shevelenie palca v sidenie mezhdu zemnymi poklonami - 223. Шевеление пальца в сидение между земными поклонами

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:

Шевеление пальца в сидение между земными поклонами, сунна или нет, и каково мнение ученых по этому поводу?

Скажу сразу: нет прямого текста на этот счет, но разногласие вызвало понимание хадисов, где говорится о шевелении пальца.

Из тех, кто считал это сунной, уважаемый шейх ибн аль-‘Усеймин, да помилует его Аллаh, который сказал:

كل الأدلة التي أثبت بها من أثبت تحريك الأصابع في التشهد فإنه يدخل فيها الجلوس بين السجدتين، فحديث عبد الله بن الزبير، وحديث عبد الله بن عمر في إثبات الإشارة يقول: «إذا قعد يدعو أشار بإصبعه» هذا لفظ حديث عبد الله بن الزبير، ومعلوم أننا لو سألناكم جميعاً ما هي القعدة التي فيها الدعاء، هل هي التشهد أو الجلوس بين السجدتين أو التشهد وحده أو هما جميعاً؟ والجواب: هما جميعاً، كل الجلستين محلٌ للدعاء، بل إن الجلسة بين السجدتين ليس فيها إلا دعاء، بينما الجلوس في التشهد فيه تشهد ودعاء، فعلى هذا يكون دخول الجلسة بين السجدتين دخولاً أولياً في الإشارة بالإصبع وقبض الخنصر والبنصر، والتحليق بالإبهام مع الوسطى

«Все доказательства, доказывающие шевеление пальца в ташаhуде, включают в себя шевеление между земными поклонами тоже.

В хадисе ‘АбдуЛлы ибн аз-Зубейра и ‘АбдуЛлы ибн ‘Умара, где подтверждается указывание пальца, сказано: «А когда он уселся (в ташаhуде), поминать Аллаhа, шевелил пальцем». Это версия хадиса ‘АбдуЛлы ибн аз-Зубейра.

И, разумеется, если мы спросим вас, какое это сидение, в котором есть ду’а? Ташаhуд ли это, или сидение между земными поклонами? Или и то и другие? Ответ: это и то и другое. Все сидения между земными поклонами являются местами для ду’а.

Более того, в сидении между земными поклонами, нет ничего кроме ду’а, в то время как в ташаhуде, и слова ташаhуда, ду’а тоже.

Основываясь на этом, шевеление пальца в первую очередь касается сидения между земными поклонами в указывании пальцем, складывая безымянный и мизинец, соединяя средний и большой палец, (образовывая кольцо)».

То, что сказал Ибн ‘Усеймин, говорил и Ибн аль-Къайим в «Зад аль-Ма’ад».  Разница в том, что Ибн аль-Къайим упирался на проблемный хадис, а Ибн ‘Усеймин провел аналогию с достоверным хадисом.

Но другие ученые, так не считали, из них Ибн Баз, учитель Ибн ‘Усеймина? Также мухаддис аль-Альбани, да помилует их всех Аллаh.

المعروف في الحديث الصحيح أنها تبسط على الفخذين والركبتين بين السجدتين، أما في التشهد فيشير بالسبابة

«И известно из достоверного хадиса, что (ладонь) раскрывают и кладут на бедра или колени во время сидения между земными поклонами. А на ташаhуде указывают пальцем».

Я скажу: нет прямого доказательств на то, что сказал Ибн аль-Къайим, да помилуете его Аллаh.

Обновитель ислама и мухаддис последних столетий Мухаммад Насыруддин аль-Альбани дал исчерпывающий ответ имаму Ибн аль-Къайиму, да помилует его Аллаh. Я лишь приведу резюме.

Шейх аль-Альбани указал, что Ибн аль-Къайим на хадис Уаиля.

Его передают от ‘Асыма бин Кулейба, от своего отца, от Уаиля.

От Уаиля его передает группа табиинов, и они передают его в трех вариантах: 

   1. Не упоминается место шевеления. Это риваят Заида ибн Къудамы, Бишра бин аль-Муфаддаля, Суфьяна ас-Саури и Суфьяна бин ‘Уейны.

   2. Упоминается, что это шевеление было в ташаhуде. Это риваят Ибн ‘Уейны (у ан-Насаи), ‘Ушбы (у Ибн Хузеймы) и Абу аль-АхIуаса (у ат-ТIабарани и ат-ТIахIауи).

   3. Риваят ас-Суари, который передал ‘Абд ар-Раззакъ, от которого затем передал Ахмад. В их сообщении упоминается, что пророк ﷺ указывал пальцем в сидении между земными поклонами.

Теперь спрашивается: кто допустил ошибку в хадисе Уаиля, Суфьян ас-Саури, или ‘Абд ар-Раззакъ? Конечно, ас-Саури не причастен к это ошибке, он гораздо точнее ‘Абд ар-Раззакъа. Ошибка, иншаАллаh, со стороны ‘Абд ар-Раззакъа, от которого затем ее передал его ученик Ахмад бин Ханбаль. 

‘Абд ар-Раззакъа уже критиковали за другие риваяты ас-Саури, от Салима, от ‘АбдуЛлыh… Из тех, кто критиковал за это ‘Абд ар-Раззакъ, Яхья бин Ма’ин.

Несмотря на то, что ‘Абд ар-Раззакъ брал хадисы от ас-Саури, но он уступает Мухаммаду бин Юсуфа аль-Фирьяби, который больше сопровождал ас-Саури и лучше знает его, чем ‘Абд ар-Раззакъ. И аль-Фирьяби также не передал эту добавку. Добавьте к аль-Фирьяби ‘АбдуЛлу бин Уалида, который тоже не передал эту добавку от ас-Саури.

Это также поддержал Бакр Абу Зейд, да помилует его Аллаh.

Хвала Аллаhу Господу миров.

 

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *