205. Хадис: "Кто совершил четыре ракаата после 'иша..."

205. Хадис: «Кто совершил четыре ракаата после ‘иша…»

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. 

Четыре ракаата после ‘иша. Что сообщается на этот счет? Каково мнение имамов этой общины? Я приведу лишь краткий разбор.

Хадис на эту тему 

Сообщается, что посланник ﷺ Аллаh сказал:

من صلى العشاء في جماعة وصلى أربع ركعات قبل أن يخرج من المسجد كان كعدل ليلة القدر
Кто совершил ночной намаз в джама’ате, затем не вышел, пока не совершил четыре дополнительных ракаата, это будет подобно поклонение в ночь предопределения
Передал ат-Табарани от Исхакъа аль-Азракъа, от Абу Ханифы, от Мухариба бин Дисара от ибн ‘Умара.

[icon name=»info» class=»» unprefixed_class=»»] Имам аль-Хайсами сказал: «Иснад не достоверный. Но там нет обвиненных во лжи». Его также послабил Зейн аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Сообщается, что посланник ﷺ Аллаh сказал:

أربع قبل الظهر كعدلهن بعد العشاء وأربع بعد العشاء كعدلهن ليلة القدر
Четыре ракаат до зухра, равняются четырем ракаатам после ‘иша, а четыре ракаата после ‘иша, равняются поклонению в ночь предопределения
Передал ат-Табарани в «аль-Аусат» от Анаса.

Аль-Хайсами сказал: «В иснаде Яхья бин ‘Укъба… он очень слабый».

Я скажу: это чуть ли не выдуманный хадис.

Аль-Бухари сказал: «Мункар в хадисах». Вы только вдумайтесь, имам аль-Бухари мягок в выражениях, а тут такое говорит в адрес Яхья! Ибн Ма’ин сказал: «Мерзкий лжец!»

Сообщается, что посланник ﷺ Аллаh сказал:

من صلى أربع ركعات خلف العشاء الأخيرة قرأ في الركعتين الأوليين: قل يا أيها الكافرون، وقل هو الله أحد، وفي الركعتين الأخريين: تنزيل السجدة، وتبارك الذي بيده الملك كتبن له كأربع ركعات من ليلة القدر
Кто совершил четыре ракаата после последней молитвы иша, читая в первых ракаатах «о те которые не уверовали» и «Скажи: Он Аллах Един», а в последних ракаатах: «ас-Саджда» и «Преславный тот, в Чьей руке власть», ему запишется как четыре ракаата в ночь предопределения»

Передал ат-Табарани в «аль-Кабир» и аль-Байхакъи от ибн ‘Аббаса.

Имам аль-Хайсами сказал: «В иснаде Язид бин Синан… его послабил Ахмад, ибн аль-Мадини, ибн Ма’ин… сказал Абу Хатим «Он правдив, но пренебрежительный».

Его также послабил шейх аль-Альбани. Более того, имам ан-Насаи сказал: «Матрук в хадисах». Его также послабил имам ибн Ма’ин.

Сообщается, что посланник ﷺ Аллаh сказал:

من صلى قبل الظهر أربع ركعات كمن تهجد بهن من ليلته، ومن صلاهن بعد العشاء كمثلهن من ليلة القدر 
Кто совершил четыре ракаат до зухра, словно совершил их на тахаджуде. Кто совершил их после ‘иша, словно совершил их в ночь предопределения

Передал ат-Табарани в «аль-Аусат» от аль-Бараъ бин ‘Азиба. Сказал аль-Хайсами: «В иснаде Наhид бин Салим аль-Баhили и другие, о которых я не нашел информации». Его послабил аль-Альбани.

Асары на эту тему

→ ‘АбдуЛла бин ‘Амр сказал:

من صلى أربعا بعد العشاء كن كقدرهن من ليلة القدر
Кто совершил четыре ракаата после ‘иша, их награда словно в ночь предопределения

Передал ибн Аби Шейба: мне рассказал Абу Бакр, от ибн Идрис, от Хусейна, от Муджахида от ибн ‘Амра…

Я скажу: точно не известно, слышал ли Муджахид от ибн ‘Амра, или нет.

‘Аиша сказала:

أربع بعد العشاء يعدلن بمثلهن من ليلة القدر
Четыре ракаата после ‘иша, равняются четырем ракаатам в ночь предопределения

Передал ибн Аби Шейба: нам рассказал Мухаммад бин Фудейль, от аль-‘Аля ибн аль-Мусейиба, от ‘Абд ар-Рахмана бин аль-Асуада, от своего отца, от ‘Аиши…

Я скажу: аль-‘Аля табиин из шестой табакъи. Нам не известно, была ли встреча аль-‘Аля и ‘Абд ар-Рахманом. Сам по себе аль-‘Аля праведный человек. Он встречался с табиинами третей табакъи, как Муджахид, но не известно, встречался ли он с ‘Абд ар-Рахманом.

‘Абд ар-Рахмана бин аль-Асуада, это племянник ‘Абд ар-Рахман бин Язида, и двоюродный брат ‘Алькъамы бин Къайса, и дядя Ибрагима ан-Наха’и. В семье одни имамы!

‘АбдуЛла бин Мас’уд сказал:

 من صلى أربعا بعد العشاء لا يفصل بينهن بتسليم، عدلن بمثلهن من ليلة القدر
Кто совершил четыре ракаата после ‘иша, не разделяя между ними таслимом, они равняются тому-же, что и в ночь предопределения

Передал ибн Аби Шейба: нам рассказал Уаки’, от ‘Абд аль-Джаббара бин ‘Аббаса, от Къайса бин Уаhба, от Мурры, от ибн Мас’уда…

Иснад достоверный по мнению аль-Альбани.

→ Ибн ‘Умар сказал:

Кто совершил ночной намаз в джама’ате, затем не вышел, пока не совершил четыре дополнительных ракаата, это будет подобно поклонение в ночь предопределения

Передал Мухаммад, от Абу Ханифы, от аль-Хариса бин Зияда или от Мухариба бин Дисара, сомнение от Мухаммада, от ибн ‘Умара…

Ибн Дисар известный, и аль-Харис нет. Но ибн Хаджар сказал: «Нет сомнений, что это Мухариб».

Подобное также передается от Абу Са’ида.

Шейх аль-Альбани некоторые их этих асаров назвал «марфу».

Подобное сообщается от табиинов: Ка’ба аль-Ахбара и Муджахида, Са’ида бин Джубейра, ‘Абд ар-Рахмана бин аль-Асуада (племянник ‘Алькъамы) 

Заключение

Ханафитские имамы, а именно ибн аль-Хумам, считали  эту молитву как «Ратиб». Но истина, иншаАлла, что это свободные ракааты.

Нет ничего достоверного от пророка ﷺ о достоинстве этой молитвы. Самое достоверное от сподвижников, это асар ибн Мас’уда, ибн ‘Умара и Абу Са’ида, да будет доволен им Аллаh.

Бадр аль-‘Айни сказал, что можно четыре, можно и два. 

Я скажу: пророк ﷺ, иногда совершал два ракаата не только после ‘иша, но и после витра, как это сообщается от ‘Аиши и Саубана.

Более того, он ﷺ даже побуждал иногда молиться два ракаата перед магърибом, как это пришло в хадисе Анаса в сахих Муслима.

Все это свободная сунна, не настоятельная. Максимум что я извлек из моего обзора, это законность этой молитве в виде свободной, не настоятельной, сунны. Это то, что я исповедую, а знание у Аллаhа.

Кто-то может привести хадис ибн ‘Аббаса в сахих аль-Бухари, где пророк ﷺ совершил эти четыре ракаата. Ответом на это будем следующее: группа ученых сказала, что речь идет о къиям аль-лейл, а не о какой-то конкретной молитве, так как къиям можно совершать до сна тоже.

А хадис ‘Амра ибн аль-Хаджджа, который сказал, что пророк ﷺ сначала спал, а потом совершал къиям, то скажем, что этот хадис не противоречит хадису ибн ‘Аббаса. ‘Амр рассказал то, что знал о пророке ﷺ, а ибн ‘Аббас рассказал ту подробность, которую ‘Амр не мог получить, ибо ибн ‘Аббас был в ту ночь с пророком ﷺ.

А слов ‘Аиши, которые передал имам Абу Дауд: «Пророк ﷺ не заходил ко мне, после того как совершил ‘иша, пока не совершил четыре или шесть ракаатов» тоже относится к къиям аль-Лейль.

А что касается хадиса ‘Аиши, которая сказала: 

«Посланник Аллаhа ﷺ никогда не совершал ‘иша, затем зашел ко мне, не совершив четыре ракаата».

Его передал Абу Даду по цепочке от Мукхатиля бин Башира аль-‘Иджли, от Шурейха бин Ханиъ, от ‘Аиша… 

Мукъатиль неизвестный. Плюс ко всему он противоречит хадису Абу Са’ида, ибн ‘Умара в двух сахиха, где пророк ﷺ призывает совершать сунну дома, а не в мечети. А в хадисе ‘Аиши у Муслима он делал эти сунны дома, и эти сунны были рауатибы.

 

Хвала Аллаhу Господу миров.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *