Последнее обновление на 28 Май 2021
СОДЕРЖАНИЕ
- Его учеба.
- Его нрав.
- Его память.
- Его поклонение.
- Его учителя.
- Его ученики.
- Его труды.
- Слова ученых о нем.
- Лай собак.
- Его уход из жизни.
Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, о следует за ними. А затем:
Известно, что незнание обладателей знания, причина заблуждения.
Сегодня поговорим о выдающемся человеке, как ‘Абд ар-РахIман Ибн Джибрин.
Его имя: ‘АбдуЛла ибн ‘Абд ар-Рахман бин ‘АбдиЛля бин Ибраhим ибн Джибрин.
Родился 1933 году в КСА.
‘Аллямя, усулий, факих, мухаддис, адиб. Автор прекраснейших трудов.
Его учеба
Начал учебу в 1940 году, когда ему было 8 лет. Затем к 16 годам (1948 г.) хорошо изучил чтение Корана. Выучил Коран в 12 лет.
Изучил Коран у своего отца ‘Абд ар-Рахмана. Со своим отцом он прошел «Сорок хадисов ан-Науауи», «Умдатуль-АхIкам», некоторые главы из «Аль-Уабиль ас-Сейиб» имам Ибн Къайима и «Китабу ас-Саляh».
После отца стал изучать Коран у выдающегося ученого своего времени ‘Абд аль-‘Азиза аш-Шасри, да помилует его Всевышний.
Именно у этого шейха он взял таухIид, хадис и ханбалитский фикъh. У него-же взял тафсир, читая ему тафсир Ибн Касира и «аль-Бидая уа ан-Ниhая». Еще прочитал ему Аль-Бухари, Муслим и мухтасар Аби Дауд.
Затем в 1948 году он вместе с аш-Шасри переехал в Эр-Рияд и продолжил учебу там.
После смерти имама аш-Шасри он продолжил изучение хадиса, основ фикха, грамматики под руководством имама Мухаммада ибн Ибраhима.
После ‘Асра ходил на уроки имама ибн База, да помилует его Аллаh. Он был в хороших дружеских отношениях с Ибн Базом.
Также посещал уроки мухаддиса ‘АбдуЛлы ибн ХIумейида.
Шейх читал основы имаму Мухаммаду аль-Амину аш-Шанкъити.
И к 1061 году закончил магистратуру. А к 1968 получил докторскую степень.
Его нрав
Ученые отмечают, что он был удивительно скромным и нежным человеком. Он не принимал деньги от государства и подарки, не соглашался на большие должности.
Шейх ‘Аид рассказывал, когда ибн Джибрин был на малом ХIадже (‘Умре), он отправился постригаться налысо. В тот момент запрещено было заниматься парикмахерством на улицах, для этого были специальные помещения.
Ибн Джибрин нашел одного парикмахера на улице и начала постригаться у него, не подозревая о запрете, когда парикмахер побрил половину его головы, полиция схватила парикмахера и ибн Джибрина. Ибн Джибрина с наполовину побритой головой доставили в участок. Полицейский спрашивает Ибн Джибрина и упрекает его, не подозревая, что перед ним Ибн Джибрин. Шейх сказал ему: «Я не знал о запрете». Полицейский: «Как ты не знал? Ты издеваешься над нами и людьми?». Тогда полицейский велел занести его данные. Он сказал: «Ваше имя», шейх говорит: » ‘АбдуЛла бин ‘Абд ар-Рахман ибн Джибрин», полицейский: «Ибн Джибрин? Ты родственник того самого ученого?», шейх сказал: «Это я и есть (Ибн Джибрин)».
Полицейский засмущался.
Аль-‘Урейфи рассказывал, что один из бедных людей рассказал ему, что кто-то все время оставляют полный пакет продуктов возле двери, звонят в дверь, а когда открывают никого не находят, кроме продуктов возле двери.
Хозяин дома решил подкараулить. Он увидел, как подъехала машина, выходит человек, звонит в дверь, что-то кладет и уезжает. Он последовал за ним. Догнал его на машине и видит в окне ибн Джибрина.
И это в то время, когда он был в преклонном возрасте, имея учеников и помощников, но его скромность и искренность не позволила ему нанимать кого-то.
Что еще указывает на его скромность и чистоту сердца, а это его присутствие на уроках его ровесников.
Когда он слышал, что Ибн ‘Усеймин будет давать лекцию в одной из мечети, Ибн Джибрин занимал первые ряды.
И на оборот: Ибн ‘Усеймин в вопросе современного фикха ссылался на Ибн Джибрина.
Вот такие вот чистые души ученых, лишенные зависти и высокомерия.
Мухаддис Са’ид аль-Хумейид рассказывал, что они сидел в гостях вместе с ибн Джибрином и другим членом комитета — выдающимся ученым Ибн Къу’удом, друг Ибн Джибрина, и шейх Са’д задал неловкий вопрос, который, как показалось, не понравился Ибн Джибрину. Ибн Къу’уд заметил это.
Шейх Са’д сказал: «Это была худшая ночь в моей жизни». Днем шейх отправился к Ибн Джибрину попросить извинения. Когда Ибн Джибрин увидел, что Са’д зашел, он очень тепло встретил его. Он так и не дал Са’ду извиниться, на против, попросил Са’да проверить некоторые хадисы в его книгах на достоверность, хотя шейх Са’д аль-ХIумейид его студент.
Шейх ибн Джибрин присутствовал на уроках даже своих однокурсников, и изз них уважаемый ученый Мухаммад ибн Къасим и ‘Абд ар-Рахман аль-Файяд. Это указывает на чистоту их сердец.
Его память
Шейх ибн Джибрин отличался феноменальной памятью.
Шейх Мухаммад ибн Ибраhим удивлялся способностям ибн Джибрина, он даже предложил ему занять место судьи, но Ибн Джибрин отказался, сказав, что ему еще надо учится.
Аль-‘Урейфи, который сопровождал ибн Джибрина 6 лет, рассказывал, что они спрашивали его о вопросах, которые он выучил 40 лет назад, он рассказывал их, словно выучил вчера.
Он-же сказал, что ибн Джибрин 40 лет не открывал Коран — читал чисто по памяти.
Его учителя
- Мухаммад бин Ибраhим.
- ‘Алляма бин Баз.
- ‘Абд аль-‘Азиз аш-Шасри.
- Исма’иль бин Мухаммад аль-Ансари.
- Хаммад бин Маджд аль-Ансари.
- ‘Абд ар-Раззакъ ‘Афифи.
- ‘Абд аль-‘Азиз ибн Рашид.
- СалихI аль-МутIлакъ.
Его ученики:
У него взяли пользу такие ученые, как
- Муфтий КСА шейх ‘Абд аль-‘Азиз.
- Салих аль-Фаузан.
У него учились:
- Мухаммад Салих аль-Мунаджид.
- ‘АбдуЛла аль-‘Амир.
- ‘Абд ар-Рахман ас-Сухейм (мой учитель).
- Мухаммад аль-‘Урейфи.
- ‘Аид аль-Къарни.
- Мухаддис Са’д аль-ХIумейид.
Его труды
- Шарх «Сунан ат-Тирмизи».
- Хабар ахад в пророческих хадисах.
- Положение сигарет в исламе.
- Два свидетельства: их смысл и условия.
- Распространенные нововведения среди паломников.
- Суть хиджаба и ревности перед честью.
- О затворничестве.
- Беседы о Рамадане.
- Пользы Рамадана.
- Месяц Рамадан. Как встретить и провести. А также категории людей в нем.
- Фетвы о Рамадане.
- Ответ искажающим истину.
- Порицание следования страстям.
- Полезное послание о намазе и ХIадже.
- Шарх трех основ.
- Призы к Аллаhу.
- Шарх аль-‘акъида аль-уаситийя.
- Исцеление больного.
- Требование знания и достоинство ученых.
- Фетвы о закате.
- Фетвы о единобожии.
- Фетвы о тIаhарате.
- Фетвы о протирании на хуффы.
- Вопросы на тему протирания на хуффы
- Фетвы о суджуде ат-тиляуа.
- Фетвы о молитве истихара.
- Фетвы о затмении солнца и луны.
- Фетвы относительно пророка Аллаhа ‘Исы.
- Смуты этого времени.
- Нововведения и в вероубеждении и делах.
- Окончательные разборы касательно мечетей.
- Достоинство сподвижников и порицание вражды с ними.
- Пользы от шарха «Манар ас-Сабиль» (3 тома).
- Запретные устоявшие вещи в умме.
- Затруднительные вопросы.
- Ошибки, допускающие женщинами.
- Советы и наставления всем девчатам.
- Суть соблюдения.
- Законоположение конкуренции в торговле.
- Ахбару Ахад. (Единичные цепочки).
- Этика поста.
- Прекрасные ответы о Рамадане.
- Фикховские ответы на научные и нравственные вопросы.
- Шариатский нрав и этикет.
- Шарх «Блеск убеждений» имама Ибн Къудамы.
- Ислам между чрезмерностью и халатностью.
- Объявление о куфре того, кто желает что-то помимо ислама.
- Аманат.
- Курение.
- Райские плоды.
- ХIадж. Польза и влияние.
- Зависть.
- Яркий свет для паломников.
- Молодость и свободное время.
- Праведные саляф между иманом и знанием.
- Пост. Законоположение и этикет.
- Женские фетвы.
- Азартные игры. Доводы на его запрет.
- Драгоценный клад.
- Крепкий жемчуг.
- Аль-Уаля и аль-Бара.
- Нужда человечества повелевать одобряемое и удерживать о порицаемого.
- Хабар Ахад (Магистратура).
- Шарх аз-Заркаши на мухтасар аль-Хиракъи.
- Ислам, между чрезмерностью и халатностью.
Слова ученых о нем:
• Сказал ибн ‘Усеймин:
«Что касается штанов для женщин, то на самом деле это откровение от шайтана. Ведь все большие ученые этих городов издавали фетву о запрете. Говорящий, т.е я, тоже говорю о запрете.
И шейх ‘Абд аль-‘Азиз ибн Баз, да помилуете его Аллаh, издавал фетву о запрете. Постоянный комитет (аль-ляджна ад-даима) тоже говорит о запрете. Шейх Ибн Джибрин тоже издал фетвы о запрете. А ведь они знамя ученых во всех странах. Если люди не будут возвращаться к ним, тогда к кому они будут возвращаться?!»
См. «Аль-ликъа аль-баб аль-мафтухI» Кассета 70.
≡ Нынешний глава данного комитета и муфтий ‘Абд аль-‘Азиз сказал о ибн Джибрине:
«Шейх ‘АбдуЛла ибн Джибрин один из требующих знаний. Один из уважаемых братьев. Он один из мухаддисов и факъиhов. Один из проповедников и преподавателей. В преподавании у него похвальные качества. Один из достойных мусульман и их ученых. Обладает точностью и правильным пониманием. Оставил великие знания. За один день обращается к нескольким наукам. Днем и ночью был занят призывом людей к Аллаhу… Молодежь взяла много пользы от него. Взяли пользу от его знаний. Один из достойный братьев. Скромный и не высокомерны. Смиренный по отношению к Аллаhу, а затем по отношению к братьям мусульманам».
≡ Другой член этого-же комитета второй и третей компании — ‘Абд аль-Карим аль-Худейр, когда ему сказали, что кто-то плохо отзывается о ибн Джибрине, он сказал:
«Этот вопрос не должен существовать. Мы даже представить себе не могли, что подобные вопросы будут задавать… просим у Аллаh благополучия. Эти люди, задевающие (Ибн Джибрина) бандиты по определению шариата. Эти люди отделяют мусульман от своих шейхов. Приходит какая-то выскочка и говорит то-то и то-то (о Ибн Джибрине), задевая имамов ислама, ученых мусульман. Если задеть этого шейха (т.е Ибн Джибрина), тогда кто для нас спасется?
Нам надо следовать за большими учеными, подобно этому выдающемуся (Ибн Джибрину), который отдал все свое время, потратил десятилетия на службе религии и шариатских знаниях».
• Спросили аль-Фаузана:
«Здесь вопрос, уже много раз повторялся. Есть люди, которые выступают против шейхов, как Ибн Джибрин, да помилует его Аллаh. Описывают его неподобающими качествами. Какого ваше наставлением им? И какой вы совет дадите тем, чьей занятостью является джарх ученых?
≡ Шейх ответил:
«Они этим вредят лишь самим себе! Они этим вредят лишь самим себе! Даже если у какого-то ученого есть ошибки, то делает ему насиха если он жив, и просят за него прощения если он уже мертв. Ведь он (т.е ученый) твой брат».
≡ Также шейху аль-Фаузану сказали, что некоторые радуются смерти Ибн Джибрина, на что он сказал:
«Если смерти обычного муслима запрещено радоваться, тогда что сказать смерти ученых… либо они это делают по невежеству (т.е не знают Ибн Джибрина), либо это (большое) лицемерие (т.е куфр)».
Я скажу: радуются его смерти джархисты, которые являются мунафикъами этой уммы!
В мединской газете аль-Фаузан писал, опровергая тех, кто задевает Ибн Джибрина:
أولاً نسأل الله سبحانه وتعالى أن يغفر للشيخ عبدالله بن جبرين وأن يرحمه وأن يجبر عزاء المسلمين فى علمائهم وهذه لاشك مصيبة عظيمة ولكن نقابلها بالصبر والاحتساب نسأل الله أن يبدلنا بخير منه من أهل العلم والبصيرة وأن يغفر له وأن يرحمه إنه غفور رحيم، وموت العلماء لاشك أنه خسارة عظيمة على الأمةالمشارق والمغارب
«Первым делом прошу Всевышнего Аллаhа простил и помиловал шейха ‘АбдуЛлу ибн Джибрина. Прошу Всевышнего, чтобы Он успокоил сердца мусульман (при потере) их ученых. Нет сомнений, что его смерть — это великое горе. Но мы встречаем это горе с терпением и желанием награды. Просим Аллаh, чтоб Он даровал нам еще более лучшего ученого и обладателя понимания. Просим Его, чтоб Он простил его. Смерть ученых, несомненно, это огромная потеря для уммы».
Лай собак
Как и любой другой мужчина этой уммы, воин этой уммы, он не спасся от злых языков джарха. Это никак не навредит шейху Ибн Джибрину, на против, это лишь прибавит ему наград.
Эти лицемеры заявляют, что ибн Джибрин ихван. Заявляют потому, что он справедливо отозвался о Усаме и других.
Если-бы у этих лицемеров было-бы хоть немного ума, они бы остановились, вспомнив, что описывать какие-то качества человека, пусть даже заблудшего, не означает поддержка его убеждений.
Я не говорю о разногласиях между шейхом Ахмадом ан-Наджми и другими. Шейх тоже несправедливо отозвался о Ибн Джибрине. Во всяком случае это то, что творится между ними. А правило гласит: «Слова ровесников ученых друг о друге нужно скрывать, а не распространять».
Но нижестоящие «бандиты», как их назвал член комитета старейших шейх аль-Худейр, не упускают возможности призвать исключительно к своим предводителем, лишая мусульман истинных обладателей знания.
Будет полезно ознакомится с нашей работой:
82. Признаки, по которым можно распознать сектанта.
Его уход из жизни
Умер шейх в 2009 году в больнице эр-Рияде. Да помилует его Всевышний за свою службу этой религии.
Его похороны были очень пышными. Если мимо проходящий, ни в чем не подозревающий человек увидит похороны шейха, но подумает, что это восстание.
Видео по ссылке.