Последнее обновление на 14 Ноя 2019
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…
Какие родственные узы обязательно поддерживать? Ученые подразделили родственников на три категории: Первые, это махрамы, те, на ком брак запрещен. Вторые, это наследники. Третьи, это те, кто был рожден в данном древе/потомстве.
Родственные связи обязательно надо поддерживать с родными, на которых брак запрещен по крови. Если возможно удержать связь с двоюродными и далее, то желательно это сделать, но если они рвут в любом случае, то нет на вас греха иншаАлла. Это ханафитский мазhаб. Это также одно из мнений у маликитов, а именно Абу Бакра ат-Тартуши, хоть и мало распространенное у них. На этом также некоторые ханбалиты, как Абу аль-Хаттаб Махфуз аль-Азджи (510 г.х), ученик Абу Я’ли ибн аль-Фарраъ
Они сказали, что если это было-бы обязательным, тогда надо поддерживать связи с каждым сыном Адама, но это не возможно.
Доводом этой группы ученых является хадис, переданный аль-Бухари и Муслим, где посланник Аллаhа ﷺ сказал:
لَا تُنْكَحُ الْمَرْأَةُ عَلَى عَمَّتِهَا وَلَا عَلَى خَالَتِهَا
Нельзя объединять в никяхе женщину и ее тетей с обеих сторон
А в версии у ат-Табарани от Ибн ‘Аббаса (رضي الله عنه): «А если вы это сделаете, то вы порвете родственные вязи».
В хадисе ясно указана причина запрета, следовательно нельзя допускать разрыва связи между ними и теми, кто на таком же уровне родства.
См. Ахмад аль-Къарафи в «аль-Фурукъ». 1/147.
Шейх Са’д аль-Хасалян и Салих али аш-Шейх сказали, что это мнение более верное, оно соответствует истине
≡ Сказал имам Абу аль-Хаттаб аль-Азджи (رحمه الله):
قد توعد الله سبحانه بقطع الأرحام باللعن وإحباط العمل ومعلوم أن الشرع لم يرد صلة كل ذي رحم وقرابة إذ لو كان ذلك لوجب صلة جميع بني آدم فلم يكن بد من ضبط ذلك بقرابة تجب صلتها وإكرامها ويحرم قطعها وتلك قرابة الرحم المحرم وقد نص عليه بقوله ﷺ » لا تنكح المرأة على عمتها ولا على خالتها ولا على بنت أخيها وأختها فإنكم إذا فعلتم ذلك قطعتم أرحامكم
«Всевышний пригрозил проклятьем и уничтожением дел, за разрыв родственных связей. И известно, что шариат, не подразумевал под родственными связями все связи, и если это было-бы так, тогда надо соблюдать все связи потомков Адама. Обязательно надо установить границы такого родства, которое нельзя разрывать, а это кровное родство (т.е мах|рамийя). Посланник Аллаh ﷺ прямо сказал: «Нельзя объединять в никяхе женщину и ее тетей с обеих сторон, а также ее племянниц с обеих сторон. Если же вы сделаете это, то вы разорвали родственную связь».
См. «Аль-даб аш-Шар’ийяh» 1/478
Другие сказали, что с любыми родственниками надо поддерживать связь. Это одно из мнений ханафитов, это известное мнение у маликитов. На этом Ахмад, и это то, что понимается из слов шафиитов.
См. Кувейтская энциклопедия фикха. 3/83.
≡ Имам ан-Науауи (رحمه الله) сказал:
صلة الرحم هي الإحسان إلى الأقارب على حسب الواصل والموصول ؛ فتارة تكون بالمال ، وتارة تكون بالخدمة ، وتارة تكون بالزيارة ، والسلام ، وغير ذلك
«Соблюдать родственные узы, означает хорошо относиться к родственникам согласно (принципам) того, кто соблюдает, и того, с кем соблюдают. Иногда это может выражаться в финансовой поддержке, иногда помощь, иногда посещением, иногда приветствием и т.п»
См. Шарх Муслим 2/201
≡ Сказал Ибн аль-‘Усеймин (رحمه الله) в шархе на сады праведных:
«Родственные узы должны соблюдаться согласно принятому и тому, чему следуют люди, поскольку Коран и Сунна не уточнили вид, род и меру этого».
Ибн Баз и вовсе сказал, что достаточно поздороваться с ними по телефону, или написать им письмо.
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.
Ассаляму алейкум, а есть далиль?
Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла. Далиль в этом случае, это отсутствие далиля об обратом.
ас-Саляму ‘алейкум уа рахматулЛаhи уа баракятуhu! Поддерживать родственные связи обязательно с теми, кто в Исламе и придерживается его или любой родственник подпадает под это правило — т. е. будь это несовершающий намаз или придающий сотоварищей и т.п.? баракаЛлаху фик.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Даже если он мушрик, относитесь хорошо.
Ас Саляму Алейкум Ва рахматуЛлагьи ва баракяту
Брат, не нашел более подходящей темы, что бы оставить свой комментарий в виде вопроса и не знаю, где его задать, кроме как здесь.
Узнал, что мать изменяет отцу. Дозволено ли мне говорить об этом отцу и какие действия я должен предпринять в сторону матери?
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
У сестры есть мама и бабушка, которые не особо принимают то, что она в исламе. Но при этом обижаются, когда она не приходит к ним в гости с мужем, так как они распивают алкоголь и при этом считают, что такое поведение это неуважение к семье. На просьбы не доставать алкоголь, слышит категорично «нет, будем пить, это традиция». Какое положение поддержания родственных связей в данном случае?