Последнее обновление на 14 Окт 2019
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем…
Сказал уважаемый шейх Сулейман аль-Маджид, да хранит его Аллаh, на своем официальном сайте сказал:
جاء عند النسائي عن سليمان مولى ميمونة قال : رأيت ابن عمر جالسا على البلاط والناس يصلون قلت : يا أبا عبد الرحمن ما لك لا تصلي ؟ قال : إني قد صليت ، إني سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول : «لا تعاد الصلاة في يوم مرتين»
ورواه أبو داود بلفظ: «لا تصلوا صلاة في يوم مرتين» . صححه النووي وابن القيم والعراقي ومعناه النهي عن إعادتها منفردا ، أو في جماعة مع قصد التكرار عند أداء الأولى . والله أعلم
«Пришло в хадисе у ан-Насаи от Сулеймана, вольноотпущенника Маймуны, сказавшего: «Я видел ибн ‘Умара сидящим на каменной тропинке в тот момент, когда люди молились, я сказал ему: «О Абу ‘АбдуРахман, почему-же ты не молишься? Он сказал: «Я уже помолился. Я слышал, как посланник Аллаhа ﷺ сказал: “Не повторяют обязательную молитву два раза в один день”». А Абу Дауд передал его с такой фразой: “Не совершайте обязательную молитву дважды в один день”. Хадис удостоверил ан-Науауи, Ибн Къайим и аль-‘Иракъи. И смысл хадиса: не повторять обязательную молитву в одиночестве или в коллективе лишь с целью повторить. А Аллаhу ведомо лучше»
Я добавлю: хадис также передал Ахмад, Абу Дауд, ат-Табарани в «Аль-Аусат» и в «Аль-Кабир», Ибн Хузейма и ад-Даракъутни. И на этом имам Малик.
≡ Шейхуль-Ислям в «Фатауа аль-Кубра» сказал следующее:
أَمَّا حَدِيثُ ابْنِ عُمَرَ فَهُوَ فِي الْإِعَادَةِ مُطْلَقًا مِنْ غَيْرِ سَبَبٍ, وَلَا رَيْبَ أَنَّ هَذَا مَنْهِيٌّ عَنْهُ, وَأَنَّهُ يُكْرَهُ لِلرَّجُلِ أَنْ يَقْصِدَ إعَادَةَ الصَّلَاةِ مِنْ غَيْرِ سَبَبٍ يَقْتَضِي الْإِعَادَةَ؛ إذْ لَوْ كَانَ مَشْرُوعًا لِلصَّلَاةِ الشَّرْعِيَّةِ عَدَدٌ مُعَيَّنٌ كَانَ يُمْكِنُ الْإِنْسَانَ أَنْ يُصَلِّيَ الظُّهْرَ مَرَّاتٍ, وَالْعَصْرَ مَرَّاتٍ, وَنَحْوَ ذَلِكَ, وَمِثْلُ هَذَا لَا رَيْبَ فِي كَرَاهَتِهِ, وَأَمَّا حَدِيثُ ابْنِ الْأَسْوَدِ: فَهُوَ إعَادَةٌ مُقَيَّدَةٌ بِسَبَبِ اقْتَضَى الْإِعَادَةَ, وَهُوَ قَوْلُهُ: {إذَا صَلَّيْتُمَا فِي رِحَالِكُمَا, ثُمَّ أَتَيْتُمَا مَسْجِدَ جَمَاعَةٍ فَصَلِّيَا مَعَهُمْ؛ فَإِنَّهَا لَكُمَا نَافِلَةٌ} فَسَبَبُ الْإِعَادَةِ هُنَا حُضُورُ الْجَمَاعَةِ الرَّاتِبَةِ, وَيُسْتَحَبُّ لِمَنْ صَلَّى ثُمَّ حَضَرَ جَمَاعَةً رَاتِبَةً أَنْ يُصَلِّيَ مَعَهُمْ
«А по поводу хадиса ибн ‘Умара, то он касается того случая, когда молитву переделывают без всякой причины, и нет сомнений, что это запрещено, и не позволительно человеку намереваться повторить обязательную молитву без какой-либо причины, из-за которой переделывают молитву. Если бы обязательные молитвы имели определенное количество повторений, тогда зуhр и ‘аср надо было совершать несколько раз, и так далее. Нет сомнение в нежелательности подобного. А что касается хадиса ибн аль-Асуда, то это повторение молитвы из-за конкретной причины, которая вынуждает повторить молитву. Как на пример слова (пророка ﷺ): «Если вы совершили намаз на своем седле и застали в мечеть, где делают основную коллективную молитву, то совершите с ними молитву, для вас это будет добровольной молитвой». Причина повторения здесь — это основная коллективная молитва. Для того, кто уже совершил молитву и застал основную (т.е первую с основным имамом) коллективную молитву, желательно присоединиться к ним»
≡ Сказали в марказе:
فإذا حصل فيه خلل جاز له إعادته إذا كان الخلل لا يؤثر في صحة صلاته طلباً لكمال الأجر ، أما إذا كان الخلل يبطل صلاته ، فالإعادة حينئذ واجبة
«Если в молитве был допущен какой-то изъян, который не повлиял на действительность молитвы, то желательно переделать молитву, чтобы получить полноценную награду. А если изъян повлиял на действительность молитвы, в таком случае молитву надо переделать в обязательном порядке».
Я добавлю: этот хадис не противоречит сообщению Му’аза, где он совершал намаз за пророком ﷺ а затем возвращался к своим и делал джамаат с ними, так как он мог делать со своими намаз с намерением на добровольную молитву, а те делали за ним фард.
См. ‘Али аль-Къари в «Миркъатуль-Мафатих» 1157
Под изъяном не имеется ввиду пропуск слов «Свят моя великий Господь» в поясном поклоне, или пропуск ду’а «аль-Истифтах», или какие-то азкары в тех или иных рукнах намаза, но имеется ввиду изъян как таковой: совершение намаза в сильном гневе, или ребенок отвлекал всю молитву, или всю молитву думал о мирском, или был возбужден в молитве и тому подобное.
≡ Сказал Ибн Хаджар:
من صلى وأراد أن يعيد منفردا ، فإن صلاته لا تنعقد عندنا ; لأن الأصل منع الإعادة إلا ما ورد به الدليل ، ولم يرد إلا في الإعادة في جماعة
«Молитва того, кто совершил ее в одиночестве повторно, не принимается в нашем (мазhабе), ибо основа такова: запрещено повторять обязательную молитвы, если конечно не пришло доказательство. А доказательство пришло лишь на повторение (обязательной молитвы) в джамаате».
См. ‘Али аль-Къари в «Миркъатуль-Мафатих» 1157
Также подтверждением этому служит хадис в сахихе Муслима, где посланник Аллаh ﷺ сказал Абу Зарру:
صل الصلاة لوقتها، فإن أدركتها معهم فصل، فإنها لك نافلة
Делай молитву своевременно, а если после этого ты застал их (с основным джамаатом), то можешь сделать с ними тоже, это будет для тебя добровольной молитвой».
Хвала Аллаhу, Господу миров!
Ас-Саляму алейкум ва рохматуЛлахи ва барокятуху здесь сказано: Сказали в марказе:
فإذا حصل فيه خلل جاز له إعادته إذا كان الخلل لا يؤثر في صحة صلاته طلباً لكمال الأجر ، أما إذا كان الخلل يبطل صلاته ، فالإعادة حينئذ واجبة
«Если в молитве был допущен какой-то изъян, который не повлиял на действительность молитвы, то желательно переделать молитву, чтобы получить полноценную награду. А если изъян повлиял на действительность молитвы, в таком случае молитву надо переделать в обязательном порядке».
Из желательного как допустим упустил и не прочитал дополнительную суру или дуа аль Истифтах не прочитал и т.п. Получается в этом случае желательно перечитать?
Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракатуhу.
Нет, ни это имеется ввиду. Если вы совершили намаз не искренне, или сделали его в сильном состоянии гнева, или сильно отвлеклись в молитву… вот в этом случае желательно. А то, что вы упомянули, его отсутствие не является изъяном. А Аллаh знает лучше.
Ас Саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух! А если первый сделал зухр, а после второй просит первого ещё раз с ним сделать тоже зухр? Тогда как в таком случае? Да воздаст Аллах благом!
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Не обязательно, он может сделать с джамаат, поделившись с ним сунной.
Нет проблем повторить Зухр.
АС Салам алейкум ва рохматуЛлахи ва баракатуху брат…можно ли совмещать и не сокращать молитву в тюрьме в Росси? Есть довод на это?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Совмещение только по острой необходимости, а сокращения нет.
Ас-Саляму алейкум ва рохматуЛлахи ва барокятуху.
Правильно ли я поступил .. опоздав на молитву с джамаатом, попросил уже совершившего её (молитву), ссылаясь на хадис, стать моим имамом ?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Да, если он делает сунну.
Ну тоесть, он ещё раз совершил ишу в 4 ракаата
Мир тебе и милость Аллаха, брат. Я совершил фард иша намаз, но в нём я повторил аят из фатихи, посчитав, что ошибся, закончил намаз и встал на следующий, дабы добиться большей сосредеточенности в намазе, но и в нём я не смог сосредоточиться, допустил вновь ошибку (прочитал тихо фатиху, где ее читают слышно) и вновь исправил, а после снова встал на иша намаз, дабы сосредоточиться, но и тут не смог. Правильно ли я поступил и переступил ли я границы дозволенного? Лежит ли на мне обязанность какая-нибудь?
После 3 намаза я решил остановиться, т.к посчитал, что лучше уже не смогу.
И вам мир и милость Аллаhа. Все это вас-васы. Оставьте.
Ас Саляму Алейкум, хотелось задать вопрос.
Вопрос связан с наущениями.
Есть достоверный Хадис о наущениях на намазе:
«Сообщается, что однажды ‘Усман бин Абу-ль-‘Ас, да будет доволен им Аллаh, сказал: «О, посланник Аллаhа, поистине, шайтан мешает мне молиться и читать Кур’ан, запутывая меня.» В ответ ему посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Это шайтан по имени Хинзаб, и если ты ощутишь его присутствие, обратись к Аллаhу с мольбой о защите от него и трижды сплюнь налево». Он так и сделал, и Аллаh удалил от него этого шайтана.
Этот хадис приводит Муслим.
Так вот, я довольно долго делал неправильно (не знал), т.е. сначала плевал три раза, а уже потом обращался к Аллаху с мольбой о защите, получается делал наоборот.
Принимается ли такой намаз, нужно ли его переделывать?
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Принимается.
Ассаляму-Алейкум! У меня есть вопрос, который беспокоит меня часто. Это связано с выделениями во время намаза. Я беру омовение и во время намаза нередко выходят выделения, нужно ли ещё раз его совершать? Бывает такое, что делаю второй раз и опять выходят выделения.
Ассаляму-Алейкум! У меня есть вопрос, который беспокоит меня часто. Это связано с выделениями во время намаза. Я беру омовение и во время намаза нередко выходят выделения, нужно ли ещё раз его совершать? Бывает такое, что делаю второй раз и опять выходят выделения. Будут ли намазы в таком состоянии считаться действительными?