Last updated on 21 Фев 2023
Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:
Обязана ли жена делать работы по дому: уборка, стирка, приготовление еды и т.д? Или муж должен нанять ей служанку? Тут три мнения:
- Не обязана
Большинство ученых, в том числе шафииты, ханбалиты и некоторые маликиты считают, что она не обязана служить мужу, ей лишь желательно это делать. Они говорят: муж обязан нанять ту, которая будет все это делать. Шейх Мустафа аль-‘Адауи тоже на этом мнении.
Из доказательства: сказал Всевышний:
{ فَإِنْ أَرْضَعْنَ لَكُمْ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ }
Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему
Они говорят: если муж платит ей за то, что она кормит его ребенка, тогда что сказать о домашних делах?
- Обязана
Имам Малик и большинство маликитов, также ханафиты считают, что эти вещи изначально входят в ее функции. Это мнение также предпочел имам Ибн Аби Шейба, Абу Исхакъ аль-Джаузаджани, Абу Саур аль-Уасити и другие. Шейх аль-Альбани тоже на этом мнении. Шейх ‘Абдуль-Мухсин аз-Замиль тоже склонялся к этому мнению.
Доказательством у этой стороны служит то, что передал аль-Бухари и Муслим, известный случай, когда Фатима, да будет доволен ею Аллаh, пришла к пророку ﷺ, попросив его о служанке для домашних работ, посланник ﷺ не разрешил ей, взамен он повелел ей перед сном читать 33 раза Субх|анаЛлаh. 33 аль-Х|амду ли-Лляh и 34 Аллаhу Акбар, и сказал, что это лучше, чем служанка.
Ученые отмечают, в том числе шейхуль-ислям, что эти азкары помогают и облегчают домашние дела. ‘Али сказал: «И после этого я никогда не оставлял эти азкары».
Еще одно из доказательств: посланник Аллаhа (ﷺ) сказал:
لَوْ أَمَرْتُ أَحَدًا أَنْ يَسْجُدَ لِأَحَدٍ لَأَمَرْتُ الْمَرْأَةَ أَنْ تَسْجُدَ لِزَوْجِهَا وَلَوْ أَنَّ رَجُلًا أَمَرَ امْرَأَتَهُ أَنْ تَنْقُلَ مِنْ جَبَلٍ أَحْمَرَ إِلَى جَبَلٍ أَسْوَدَ وَمِنْ جَبَلٍ أَسْوَدَ إِلَى جَبَلٍ أَحْمَرَ لَكَانَ نَوْلُهَا أَنْ تَفْعَلَ
Если бы я повелел кому-то сделать земной поклон другому (помимо Аллаhу), я велел бы женщине сделать земной поклон своему мужу. Если-бы муж приказал своей жене переносить (что-нибудь) с красной горы на черную гору, и с черной горы на красную гору, то ей надлежало-бы это сделать
Асмаъ занималась домашними делами и заботилась о аз-Зубейре, ухаживала за его конем и кормила его. Но оппоненты ответили на это, что это было лишь по его доброй воли.
Хадис пророка ﷺ от Ибн ‘Умара:
Каждый из вас является пастырем, и каждый будет спрошен за свою паству… а женщина пастырь в доме своего мужа, она будет спрошена за свою паству
Аль-Бухари и Муслим.
Имам ат-Тирмизи передал хадис ‘Амра ибн аль-АхIуаса, что пророк ﷺ сказал:
أَلَا وَاسْتَوْصُوا بِالنِّسَاءِ خَيْرًا، فَإِنَّمَا هُنَّ عَوَانٌ عِنْدَكُم
Обходитесь с женами хорошим образом, ибо они заложники у вас
В другой версии
فاتقوا الله عز وجل في النساء فإنهن عندكم عوان
Бойтесь Аллаhа в ваших женах, ибо они ваши заложники
Ат-Тирмизи, Ибн Маджа и другие от Абу ХIурра ар-Раккъаши.
Также передал аль-Бухари и Муслим, что Джабир женился на женщине для того, чтобы та ухаживала за его молодыми сестрами, пророк ﷺ одобрил этот поступок.
- Надо смотреть на обычай
Профессор ‘Абдуль-‘Азиз аль-Фаузан говорил, что в этом вопросе надо смотреть на обычай: если в народе принято, что она обязана готовить, убирать, стирать и т.д, тогда она должна соблюдать эту традицию, в противном случае ей желательно этим заниматься.
Их доказательство слова Всевышнего Аллаhа:
وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
И живите с ними согласно одобряемому
Одобряемому — т.е принятому у вас
Это-же мнение предпочел шейхуль-ислям Ибн Теймийя, ибн Баз и ибн ‘Усеймин.
Вывод:
‘Алляма Ибн Баз, да помилует его Аллаh, сказал:
الجواب: هذه المسألة مهمة والصواب فيها: أنها واجبة عليها لزوجها، وهكذا كان أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم تخدمهم نساؤهم، حتى فاطمة رضي الله عنها كانت تخدم زوجها وتقوم بحاجة البيت، من طحن وكنس وطبخ وغير ذلك، فهذا من المعاشرة بالمعروف، أو هذا هو الأصل
«Это серьезный вопрос, и правильное в нем: ее (служба) мужу обязанность для нее. И так поступали жены сподвижников пророк (ﷺ), они служили им. Даже Фатима, да будет доволен ею Аллаh, служила своему мужу, занималась домашними делами: молола муку, подметала, готовила и тому подобное. Это и есть отношение на одобряемом. Это и есть основа».
Затем шейх Ибн Баз исключил из этого, сказал:
فالناس لهم عرفهم؛ لأن الله يقول: وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ [النساء:19] فإذا كانت المرأة من بيئة تخدم ولم يكن من عادتهم أنهم يخدمون البيت، فإن الزوج يأتي لها بخادمة إن لم تسمح بأن تخدم بيتها، أما إن سمحت فالحمد لله وأما الأصل فالأصل أنها تخدم زوجها في كل شيء مما ذكرت السائلة، كنس البيت طبخ الطعام تغسيل الثياب كيها ونحو ذلك هذا هو العرف السائد في عهد النبي ﷺ وعهد من بعده
«У каждого народа свои обычаи. Всевышний сказал: ″И живите с ними согласно одобряемому″ (т.е обычаю, которой не противоречит исламу). Если девушка находится в такой среде, где она служит (мужу), но в обычаях (ее народа) не принято заниматься делами по дому, тогда муж должен обеспечить (предоставить) ее служанку. Если, конечно, она не против, чтобы (служанка) занималась делами по дому. Но если не против, то хвала Аллаhу.
Но основа в том, что женщина служит своему мужу во всем том, что упомянула спрашивающая: подметать дом, готовить еду, стирать одежду и гладить ее и тому подобное. Это и было традицией во времена пророка ﷺ и после него».
Для пользы:
157. Кому она должна подчиняться: родителям, или мужу?
282. Муж обязан перед женой отдельным от родителей жильем.
Хвала Аллаhу Господу Миров.
Обязательно ли 18-19 летниму ставить бороду, если ее много, но не в один кулак?
Просто в росии это кажется неопрятным
Вопросы в соответствующих статьях.
Каждая нормальная женщина,с неиспорченной фитрой ,не просто будет служить,а будет с огромным рвением стараться угодить мужчине,которому она доверилась .
Проблема возникает в тот момент,когда женщина,сколько бы ни старалась ,почему-то делает мало все равно .Там соседская невестка ногтями перекапвает весь огород ,а ты нет-поэтому ты лентяйка.Когда женщине пытаются вменить в обязанность то,что не вменил ей Аллах- она это чувсмтвует и ее это обижает .
Ну признали бы ,что она не обязана ,но так старается ,молодец ….она б взлетела до небес . Но люди думают ,что она сразу на голову сядет ,поэтому до конца держат оборону ,не желая признавать за женщиной ее прав.
И потом ,на Кавказе не учитывают одного важного фактора:когда женщина начинает везде успевать :и рожать детей,и готовить завтрак/обед/ужин,печь домашний хлеб,убираться во дворе,смотреть за живностью,там ещё огород….
И так далее по списку… Потихоньку она превращается в озлобленную,уставшую ,вечно ворчащую тётку ,которая уже и мужу неинтересна.И ходит жалуется,что жена растеряла свою былую лёгкость и непосредственность.
Тогда лучше быть на чей-то взгляд «ленивой» ,но остаться женщиной.Всех дел не переделаешь все равно
Ассаляму ‘алайкум уа рохьматуллах’и уа барокатух’у.
Брат, почему мнение, что не обязана это мнение большинства, хотя аргументов, что должна, куда больше и очевидно они куда сильные.
Я слышал, что если ещё одно мнение, согласно, которому смотрится на положение невесты, то есть если в доме своего отца она не занималась этим, то и в доме мужа тоже не должна. В пример можно привести принцесс, аристократок и т.д., которые в жизни не занимались подобными делами. Приверженцы этого мнения аргументируют, тем, что основа в том, что бы положение человека не менялось, а значит такие женщины, должны быть в подобном положении что и были, если только они сами не захотят иначе.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Все возвращается у ‘урфу.
Уважаемый брат, приведенное вами 2 мнение куда сильнее, даже в Коране есть указания на то, что женщина должна повиноваться мужу. 1 мнение просто не выдерживает критики и мне лично не понятно, как при таких многочисленных доводах 1 мнение вообще имеет место быть? Оно основано из 1 хадиса, который ничего прямо об этом не говорит и основывается на исходящих из него одного из возможных умозаключений. Можно также растолковать, что вознаграждения даётся только просто за это деяние, из-за его достоинства, а подчинение это основа исходя из других сильнейших доводов. Более того, это первое мнение способствуют большим проблемам в семьях(у меня их нет альхьамдулиЛлях1), а именно неподчинение мужу, основываясь на этом мнении они могут просто, кушать, спат, не выходить из дома без согласия и выполнять супружеский долг и на этом всё, что по сути абсурд, я много раз слышал, что мусульманки пользуется этим трюком, что бы сесть на шею мужу или то как они прирекаются словами «не обязана*. Что касательно ‘урфа тоже мне лично не понятно. Смотри уважаемый брат, вот допустим у народа ‘урф, что их женщины главенствуют на мужчинами, идут на войну и т.д., то есть матриархат грубо говоря, это тоже разве можно списать на ‘урф? Или на Кавказе двоюродных родственников считают родными и махрамами друг другу, хотя Коран говорит ровно противоположное, о какой ‘урфе может идти речь, когда есть ясные как день доводы? Если доводы говорят повинуйся, а она не повинуется, то это всё уже не ‘урф, а аль-’Урф аль-Фасид, даже если в их обществе повиновение мужу не принято. Само же правило фукма на основе ‘урф, что ‘урф не противоречит ясным доводам, но тут явное противоречие. Брат, если я не прав ответь ради Аллах’а развёрнуто. Я просто не понимаю… ДжазакаЛлох1у хайран. БаракаЛлох’у фика.
Где вы увидели в статье речь о главенстве жены дома?
Читайте внимательно статью.
Доказательства сторон приведены. Нет однозначности в этом вопросе.