173. Обязана ли жена убираться по дому, готовить, стирать и т.д?

173. Обязана ли жена убираться по дому, готовить, стирать и т.д?

173. Obyazana li zhena ubiratsya po domu gotovit stirat i t.d - 173. Обязана ли жена убираться по дому, готовить, стирать и т.д?

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Обязана ли жена делать работы по дому: уборка, стирка, приготовление еды и т.д? Или муж должен нанять ей служанку?  Тут три мнения:

  • Не обязана

Большинство ученых, а также шафииты, ханбалиты и некоторые маликиты считают, что она не обязана служить мужу. Ей желательно это делать. Это муж обязан нанять ту, которая будет все это делать. Шейх Мустафа тоже на этом мнении.

Из доказательства: сказал Всевышний:

{ فَإِنْ أَرْضَعْنَ لَكُمْ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ }
Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему

Они говорят: если муж платит ей за то, что она кормит его ребенка, тогда что сказать о домашних делах?

  • Обязана

Имам Малик и большинство маликитов. Также ханафиты считают, что эти вещи изначально входят в ее функции. Это мнение также предпочел имам Ибн Аби Шейба, Абу Исхакъ аль-Джаузаджани, Абу Саур аль-Уасити и другие. Шейх аль-Альбани тоже на этом мнении. Шейх ‘Абдуль-Мухсин аз-Замиль тоже склонялся к этому мнению.

Доказательством у этой стороны служит то, что передал аль-Бухари и Муслим. Известный случай, когда Фатима, да будет доволен ею Аллаh, пришла к пророку (ﷺ), попросив его о служанке для домашних работ. Посланник (ﷺ) не разрешил ей. Но взамен повелел ей перед сном читать 33 раза Субх|анаЛлаh. 33 аль-Х|амду ли-Лляh. 34 Аллаhу Акбар. И сказал, что это лучше, чем служанка. 

Ученые отмечают, что эти азкары помогают и облегчают домашние дела. ‘Али сказал: «И после этого я никогда не оставлял эти азкары».

Еще одно из доказательства, осланник Аллаhа (ﷺ) сказал:

 لَوْ أَمَرْتُ أَحَدًا أَنْ يَسْجُدَ لِأَحَدٍ لَأَمَرْتُ الْمَرْأَةَ أَنْ تَسْجُدَ لِزَوْجِهَا وَلَوْ أَنَّ رَجُلًا أَمَرَ امْرَأَتَهُ أَنْ تَنْقُلَ مِنْ جَبَلٍ أَحْمَرَ إِلَى جَبَلٍ أَسْوَدَ وَمِنْ جَبَلٍ أَسْوَدَ إِلَى جَبَلٍ أَحْمَرَ لَكَانَ نَوْلُهَا أَنْ تَفْعَلَ
Если бы я повелел кому-то сделать земной поклон другому, то я велел бы женщине сделать земной поклон своему мужу. Если-бы муж приказал своей жене переносить (что-нибудь) с красной горы на черную гору, и с черной горы на красную гору, то ей надлежало-бы это сделать

  • Надо смотреть на обычай

Профессор ‘Абдуль-‘Азиз аль-Фаузан говорил, что в этом вопросе надо смотреть на обычай. Если в народе принято, что она обязана готовить, убирать, стирать и т.д, тогда она должна соблюдать эту традицию. В противном случае ей желательно этим заниматься.

Их доказательство слова Всевышнего Аллаhа:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
И живите с ними согласно одобряемому

Одобряемому — т.е принятому у вас

Это-же мнение предпочел шейхуль-ислям Ибн Теймийя, ибн Баз и ибн ‘Усеймин.

Вывод

 ‘Алляма Ибн Баз, да помилует его Аллаh, сказал:

الجواب: هذه المسألة مهمة والصواب فيها: أنها واجبة عليها لزوجها، وهكذا كان أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم تخدمهم نساؤهم، حتى فاطمة رضي الله عنها كانت تخدم زوجها وتقوم بحاجة البيت، من طحن وكنس وطبخ وغير ذلك، فهذا من المعاشرة بالمعروف، أو هذا هو الأصل

«Это серьезный вопрос. И правильное в нем: ее (служба) мужу обязанность для нее. И так поступали жены сподвижников пророк (ﷺ), они служили им. Даже Фатима, да будет доволен ею Аллаh, служила своему мужу. Занималась домашними делами: молола муку, подметала, готовила и тому подобное. Это и есть отношение на одобряемом. Это и есть основа».

 Затем шейх Ибн Баз исключил из этого, сказал:

 فالناس لهم عرفهم؛ لأن الله يقول: وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ [النساء:19] فإذا كانت المرأة من بيئة تخدم ولم يكن من عادتهم أنهم يخدمون البيت، فإن الزوج يأتي لها بخادمة إن لم تسمح بأن تخدم بيتها، أما إن سمحت فالحمد لله وأما الأصل فالأصل أنها تخدم زوجها في كل شيء مما ذكرت السائلة، كنس البيت طبخ الطعام تغسيل الثياب كيها ونحو ذلك هذا هو العرف السائد في عهد النبي ﷺ وعهد من بعده

«У каждого народа свои обычаи. Всевышний сказал: «И живите с ними согласно одобряемому (т.е обычаю, которой не противоречит исламу). Если девушка находится в такой среде, где она служит (мужу), но в обычаях (ее народа) не принято заниматься делами по дому, тогда муж должен обеспечить (предоставить) ее служанку. Если, конечно, она не против, чтобы (служанка) занималась делами по дому. Но если не против, то хвала Аллаhу.

Но основа в том, что женщина служит своему мужу во всем том, что упомянула спрашивающая: подметать дом, готовить еду, стирать одежду и гладить ее и тому подобное. Это и было традицией во времена пророка ﷺ и после него». 

Хвала Аллаhу Господу Миров.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *