155. Упрощенный фикх о хIудудах и та'зирах

155. Упрощенный фикх о хIудудах и та’зирах

155. Uproshhennyj fikh o hIududah i tazirah 640x355 - 155. Упрощенный фикх о хIудудах и та'зирах

СОДЕРЖАНИЕ

1. ФИКХ И МУДРОСТЬ ХIУДУДОВ

2. ВИДЫ И СПОСОБЫ ХIУДУДОВ

3. ОТЛИЧИЕ МЕЖДУ КЪИСАС (возмездие), ТА’ЗИР и ХIАДД

4. К КОМУ ПРИМЕНЯЮТСЯ ХIУДУДЫ

5. ОТКЛАДЫВАНИЕ ХIУДУДОВ

6. ПРИМЕНЕНИЕ ХIУДУДОВ В МЕККЕ

7. ЕСЛИ В НЕМ ОБЪЕДИНИЛИСЬ НЕСКОЛЬКО ПРИЧИН ХIАДДА

8. ВИНОВНИК САМ ПРИЗНАЛСЯ В ЗАСЛУЖЕННОСТИ ХIАДДА

9. ЛУЧШЕ СКРЫТЬ ГРЕХ, ЧТОБ ИЗБЕЖАТЬ ХIАДД

10. ХОДАТАЙСТВО ПРИ ХIУДУДАХ

11. НЕПРИКОСНОВЕННЫЕ ДУШИ

 

 


Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Большинство простых мусульман, и даже студенты, находятся в неведении в вопросах хIудудов и та’зиров. Я приведу самое основное, укажу от себя некоторые источники. Если понадобится подкрепить что-то доказательствами, или упомянуть мнения разногласие, то я это сделаю. Там, где нет нужды упоминать разногласия, или доказательства, я не буду упоминать.

1. ФИКХ И МУДРОСТЬ ХIУДУДОВ

Шариатский хIадд, это вид наказания за определенное ослушание. Нет в шариате наказание (хIадда) за что-то другое. Нет наказания за оставления уаджиба (обязательного) и мубахIа (дозволенного). Оставление уаджиба, это запретное дело, но за это не предусматривается наказание (хIадд), если конечно оставление не привело к вероотступничеству, в таком случае предусматривается казнь.

Казнь за вероотступничество или возмездие за умышленное убийство не есть хIадд (по определению), ибо хIадд, это права Аллаhа, которое обязательно должно быть приведено в исполнение, и оно не отменяется, даже если провинившийся покаялся.

Возмездие за убийство может быть отменено из-за прощения (семьи убитого), так как это человеческое права, и оно может отменяться.

Также и убийство за вероотступничество может отменяется из-за покаяния и возвращения в ислам.  

Приговоры или смертные казни за преступления защищают общество от распространения зла. 

  1. Возмездием за убийство сохраняется жизнь (других).
  2. Отрубанием руки за воровство сохраняется имущество (других).
  3. Наказанием за прелюбодеяние и обвинения в зина сохраняется честь (других).
  4. Наказанием за распитие вина сохраняется разум.
  5. ХIудудами и та’зиратами сохраняется религия и жизнь в целом

ХIудуды предназначены для удержания от ослушания, и принуждения того, кто уже ослушался, очищая его от грязи преступления и его греха, а также для устрашения других от попадания в этот грех.

Так же Его хIудудами называется то, что Он ограничил и определил его меру, срок и способ, как наследство, к примеру.

Назначенные (определенные) удерживающие хIудуды от запретов Аллаhа, как хIад за прелюбодеяние, обвинение в прелюбодеяние и тому подобном, где шариат установил меру наказания, нельзя что-то добавлять туда, или убавлять.

2. ВИДЫ И СПОСОБЫ ХIУДУДОВ

1. ХIадду ридда.

Это смертная казнь за вероотступничество, как оставление намаза, ругань религии, вражда с исламом, издевательство над исламскими обрядами и т.д.

Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

من بدل دينه فاقتلوه

Кто поменял свою религию, казните его
Аль-Бухари и Муслим от ибн ‘Аббаса.

Посланник Аллаhа ﷺ также сказал:

لا يحل دم امرئ مسلم يشهد أن لا إله إلا الله وأني  رسول الله إلا بإحدى ثلاث : النفس بالنفس ، والثيب الزاني ، والتارك لدينه المفارق للجماعة


Не дозволена кровь муслима, свидетельствующего, что нет божества кроме Аллаhа и я посланник Аллаhа, кроме в трех случаях: возмездие за убийство, прелюбодеяние состоявшего в браке и оставивший свою религию, разрушающий джама’ат.
Аль-Бухари и Муслим от ибн Мас’уда.

Внимание! Все, что я объясню дальше, касается исламского правления, где есть хаким, къади и т.д. Эти приговоры приносит в исполнение юридические лица, а не каждый, кто хочет, даже если имеет знания и понимания этого вопроса.

2. ХIадд аз-зина.

→ Сказал имам ибн Къудама

«Раджм подтверждается от пророка ﷺ, его словами и делами в сообщениях, почти достигающих уровня тауатур. Сошлись на этом сподвижники посланника Аллаhа ﷺ».
См. «аль-Мугъни» 9/39.

Таких хадисов полно. Хадис ‘Умара, ‘Али, Джабир, ибн ‘Аббаса, ‘Убады ибн ас-Самита, Абу Хурайры, Зейда бин Халида аль-Джухани и т.д.

Надо знать, что наказание за прелюбодеяние бывает двух видов:

  1. Раджм.
  2. Таджлид вместе с тагъриб.

Первый, это побивание камнями за прелюбодеяние того, кто ранее состоял в браке.

Второй, это высекание плетью сто раз и изгнание из населенного пункта на год, если ранее не состоял в браке. Если раб/рабыня сделал прелюбодеяние, то высекают 50 раз.

Чтобы применить хIадд за зина, необходимо наличие трех условий:

  • Его головка должна войти в ее влагалище.
  • Чтобы у них не было никакого сомнения о том, что это прелюбодеяние.
  • Установление факта прелюбодеяния.

Факт прелюбодеяния устанавливается двумя способами:

1. Путем четырехкратного признания самим здравомыслящим прелюбодеем, не отказываясь от этого вплоть до исполнения приговора. Т.е если перед исполнение приговора он/она заберет свои слова обратно, то приговор не подлежит исполнению.
И
бн Баз считал, что достаточно и одного признания.

2. Четыре здравомыслящих и благочестивых мужчин из числа мусульман должны воочию увидеть их половой акт. Если это произойдет, тогда отговорки прелюбодеев не принимаются и акт приводится в исполнение.

Что касается орального секса, то там нет хIадда, но къади по своему усмотрению может установить та’зир.

Что касается анального секса, то группа ученых здесь разделилась не в самом наличии наказания, а в применении к ним хIадда зина. Большинство ученых говорят, что хIадд за анальное зина, такой же, как и за вагинальное. Это маликитский, шафиитский и ханбалитский мазхаб.

Это если не посторонней женщиной, а если со своей, то я не знаю, кто-бы говорил о хIадде. Но это дело является проклятым. Вы только представьте, если с законной женой это дело проклято, тогда что сказать о том, где делает это с чужой женой? А что сказать о том, кто делает это с мужчиной?

По поводу сомнений, то имеется ввиду тот случай, когда они заключили временный брак, полагая, что он не отменен. Или они заключили никях без необходимых условий, думая, что это истина. Даже если и поступок является прелюбодеянием, его не относят к ним и их не характеризуют прелюбодеями, так как у них была шубhа.

Если было изнасилование, то надо обратить внимание на насильника: если он сделал это из-за сильного желания к ней, из-за страстей, то к нему применяется приговор за зина со всеми условиями. А если он сделал это из-за вражды к исламу, желая унизить носителей ислама, то его убивают как кафира. Способ казни устанавливает судья.

Незнание о наличии хIадда за грех не освобождает от ответственности. Незнание, которое освобождает от бремени, это незнание запрета греха, а не вида наказание за него.

А если зина сделал раб или рабыня, то для них не применяется первый вид хIадда, но применяется второй, таджлид (высекание плетью) без тагъриба (изгнания). Высекаются 50 раз. Если раб/рабыня повторяет это три раза, то от нее/него надо избавиться.

Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

إِذَا زَنَتْ أَمَةُ أَحَدِكُمْ فَتَبَيَّنَ زِنَاهَا، فَلْيَجْلِدْهَا الْحَدَّ، وَلَا يُثَرِّبْ عَلَيْهَا، ثُمَّ إِنْ زَنَتْ فَلْيَجْلِدْهَا الْحَدَّ، وَلَا يُثَرِّبْ عَلَيْهَا، ثُمَّ إِنْ زَنَتِ الثَّالِثَةَ فَتَبَيَّنَ زِنَاهَا، فَلْيَبِعْهَا وَلَوْ بِحَبْلٍ مِنْ شَعَرٍ

Если рабыня одного из вас совершит зина и это прояснится, то пусть он отхлестает ее плетью и не ругает. Если она снова сделает зина, то пусть он отхлестает ее плетью и не ругает. Если она в третий раз сделает прелюбодеяние и это прояснилось, то пусть продаст ее хотя-бы за нитку пшеницы
Муслим от Абу Хурайры

А если кто-то совершил инцест, то его хIадд отличается от тех, кто сделал обычное зина. Его в любом случае надо казнить, и способ убийства выбирает хаким. Но обычно, рубят голову. Это согласно хадису аль-Бараъ у ат-Тирмизи и ан-Насаи.

Такое же дело обстоит и гомосексуалистами:

مَنْ وَجَدْتُمُوْهُ يَعْمَلُ عَمَلَ قَوْمِ لُوطٍ فَاقْتُلُوا الفَاعِلَ وَالمَفْعُولَ بِهِ
Если вы обнаружили тех, кто совершает деяния народа Лута, то убейте активного и пассивного
Абу Дауд и ат-Тирмизи

 

3. ХIадд ас-сарикъа.

Это отрубание руки за умышленное, осознанное воровство, в котором нет сомнений. 

Всевышний сказал

Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый.
5:38

Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

تقطع اليد في ربع دينار فصاعداً

Руку отрубают начиная с четверти динара и выше
Аль-Бухари от ‘Аиши.

Ибн ‘Умар сказал:

 قَطَعَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي مِجَنٍّ قِيمَتُهُ ثَلاَثَةُ دَرَاهِمَ

Пророк ﷺ отрубил руку за украденный щит, который равен сумме трех динаров
Аль-Бухари и Муслим.

А в некоторых хадисах посланник Аллаhа ﷺ проклял воров, как и проклял поедающих ростовщичество, как и употребляющих спиртное, как и уподобляющих женщинам и на оборот, как и выщипывающих брови, как и мухалляля, как и совокупляющегося со своей женой анально и т.д

Рука отрубается от запястья. Это сказал Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и большинство обладателей знания.

Условия отрубания руки:

1) Он/она должен быть совершенно летним, в здравом рассудке и без принуждения.

2) Четверть динара, это четыре грамма золота. Если украл меньше, то рука не рубится.

Ограбление, отбирание и мошенничество не является воровством, следовательно, руки не рубят в этих случаях. Не рубят не потому, что это меньше грехом, ведь ограбить можно в разы больше, а потому, что эти явления редкие, и их вред очевиден, что не сказать о воровстве. Воровство явление частое, и его вред более масштабен. Затем при ограблении или отбирании можно позвать на помощь и помещать этому процессу, что не сказать о воровстве.

3) Воровство должно касаться дозволенных вещей. Не отрубают руку за воровство вина или сигарет, к примеру.

4) Украдено должно быть с того места, где потерпевший хранит свое имущество. Дом, магазин и т.д. Если человек уронил вещь, а затем кто-то подобрал и не вернул, то это не считается воровством.

5) Факт воровства должен быть установлен. Устанавливается либо двукратным признанием самого вора вплоть до исполнения приговора, либо свидетельством двух благочестивых мусульман.  Если он потом отказался от своих слов, то хIадд отменяется.

6) Потерпевший должен требовать свое имущество. Если он не требует, или простил, то здесь руку не отрубают.

Если все условия соблюдены, ему отрубают правую руку с запястья и оказывают первую помощь для остановки кровотечения. А если не все условия собрались, то руку не отрубают, но та’зир имеет силу.

Профессор Са’уд аль-‘Утейби в исламской криминальной энциклопедии, писал, что разрешается использовать наркоз при отрубании руки.

Я скажу: разрешается это по двум причинам:

  1. Этот вид хIадда является правом Аллаhа, а не рабов.
  2. Цель не боль от отрубания, цель лишения руки, чтоб дальше не воровал.

Что не сказать о возмездии за убийство, это право семьи убитого, и цель здесь именно боль, чтоб убийца почувствовал на себе то, что он причинил убитому. Но если семья убитого дала добро применить наркоз приговоренному к смерти, то дозволяется. Но члены судебной системы и члены комитета старейших ученых не согласны с последним пунктом, а именно — согласие семьи убитого на наркоз убийцы, ибо это противоречит сути возмездия.

Также члены комитета добавили, что наркоз можно использовать в возмездии, если возмездие не за убийство, а меньше этого.

Если после этого он снова украл, то отрубают половину левой ступни, можно и с наркозом, затем сажают и делают та’зир, и забирают у него то, что он украл. Если снова сделает, то сажают на долго, но больше ничего не отрезают.

Если кто-то украл из общей казны, то хIадда нет (т.е руку не отрубают), но есть та’зир. Руку не отрубают потому, что в казне есть его доля тоже. Такое-же дело относится к тому, кто украл трофей или пятую часть налога (хумс), там тоже нет отрубания руки.

Если жена украла у мужа сумму по причине его жадности, или сын у отца по причине его жадности, т.е они не обеспечивают должным образом, что вредит жене и детям, то это и вовсе воровством не является. А если это было сделано без нужды, то дело хоть и является запретным, но хIадда здесь нет, согласно большинству мнений ученых.

Если воровство на каком-то населенном пункте делается из-за острой необходимости, как из-за засухи, к примеру, то хаким временно не применяет хIадд, но принимает необходимые меры.

Если кто-то берет в долг имущество, а затем отрицает это, то после установления факта ему отрубают руку. Доводом этому служит хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, переданным имамом Муслимом, что одна женщина из бану-Махзум занимала вещи, но потом отрицала этот факт, тогда пророк ﷺ приказал отрубить ей руку.

 

4. ХIадд аль-къазф.

Это высечение плетью восемьдесят раз того, кто обвинил целомудренную мусульманку в прелюбодеянии.

Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

اجْتَنِبُوا السَّبْعَ المُوْبِقَاتِ» قَالُوا: يَا رَسُولَ الله، وَمَا هُنَّ؟ قَالَ: «الشِّرْكُ بِالله، وَالسِّحْرُ، وَقَتْلُ النَّفْسِ الَّتِي حَرَّمَ الله إلا بِالحَقِّ، وَأَكْلُ الرِّبَا، وَأَكْلُ مَالِ اليَتِيمِ، وَالتَّوَلِّي يَومَ الزَّحْفِ، وَقَذْفُ المُحْصَنَاتِ المُؤْمِنَاتِ الغَافِلاتِ
«Избегайте семь смертных грехов» А какие они, о посланник Аллаhа? Он сказал: «Придавание Аллаhу сотоварищей, колдовство, убийство души, которую Аллаh запретил убивать, не иначе как по праву, поедание ростовщичества, поедание имущества сирот, побег при наступлении и обвинение целомудренных верующих женщин в прелюбодеянии».
Аль-Бухари и Муслим от Абу Хурайры.

Условия исполнения наказание за это обвинение:

1) Это должно быть сказано совершеннолетним, разумным человеком, осознанно и без принуждения, зная запрет. Имам аш-Шафи’и добавил: «…если обвиненная дала добро на это обвинение, тогда нет хIадда». Также аш-Шафи’и добавил, чтобы обвинитель был мусульманином, зиммий, мустаъман или му’аhад. О последних троих речь будет ниже. 

Ханафиты добавили, чтобы обвинитель был говорящим, ибо жесты немого не принимаются. Они же сказали, что если обвинитель сделал это заявление, находясь на территории войны, то это не принимается. Другие ответили, что принимается, но откладывают хIадд, пока он не окажется на мирной территории.

2) Ту (того), которую (которого) обвинили в прелюбодеянии, должна (должен) быть целомудренной (целомудренным) мусульманкой (мусульманином), иначе обвинение правдивое.

Некоторые ученые добавили, чтобы она была разумной, совершеннолетней, свободной (не рабыней) и в исламе. Но имам ибн Хазм сказал, что эти атрибуты не является условием, достаточно того, чтобы она была целомудренной.

И это, несомненно, истина. Ведь не скажем же мы, что если обвинить в прелюбодеянии несовершеннолетнюю, или рабыню, то это дело оставляется и клеветника не наказываем ?!

Также большинство ученых добавили, чтобы обвинитель и обвиняемый (обвиняемая) не были в кровном родстве. Если отец оклеветал родню дочь или сына, то для отца в дунья нет хIадда. Но согласно внешнему у Маликитов, и это мазхаб ‘Умара бин ‘Абд аль-‘Азиза, к отцу тоже применяется хIадд.

3) Обвинение должно быть прямым, а не косвенным. И это согласно одной группы ученых. Но истина в том, что даже если обвинение было косвенным, то к нему применяют хIадд.

Пример: «Я, в отличии от некоторых, не являюсь прелюбодеем». Если понятно, кого он имеет ввиду «некоторых», то к нему применяется хIадд. И это сообщается от ‘Умара и ‘Усмана, да будет доволен ими Аллаh. От ‘Умара это сообщил ‘Абд ар-Раззакъ, ибн Аби Шейба, ад-Даракъутни и аль-Байhакъи.

4) Тот (та) которого обвинили, должен (должна) требовать наказать обвинителя, в противном случае хIадд отпадает.

ХIадд устанавливается либо по признанию самого обвинителя, либо по свидетельству двух благочестивых мусульман.

Если обвинение было со стороны свободного человека, то восемьдесят ударов плетьми, а если от раба, то сорок ударов.

Если после ударов плетьми обвинитель не покаялся, то его свидетельство не принимается и его считают грешником.

Кстати, один из лидеров джарха, Мухаммад бин Хади аль-Мадхали, обвинил некоторых уважаемых шейхов словами «О ‘аhир» (о прелюбодей). Это обвинение подтверждает шейх ‘Али аль-Хузейфи, имам мечети пророка ﷺ и десятки других ученых. Представляете, если предводитель такие вещи позволяет себе, тогда что сказать о последователях?

А если обвинитель выдвинул обвинение не в прелюбодеянии, а в чем-то другом, к примеру, в гомосексуализме, или воровстве и т.д. то хIадд здесь нет, но есть та’зир. Та’зир устанавливает хаким или его заместитель.

Высекание должно быть плетью, не новой и не старой. Высекаемого плетью не раздевают. Удары меняют область попадания. Следует избегать попадания на лицо, голову, половые органы. Следует избегать резню. Если женщина, то одежда должна быть на ней хорошо натянута, чтобы она не слезала с нее.

5. ХIадд аль-бугъат.

Это наказание бунтарей, выступающих против законного правителя, желая свергнуть его. Революционеры. Либо это просто хариджиты. Отсюда и ответ мурджиитам, заявляющим, что выход против законного правителя осуществляется исключительно хариджитами.

Обычно бунтарей сажают. Если невозможно это сделать, тогда их уничтожают, минимизируя потери с обеих сторон, как сказал ан-Науауи, ибн Теймия и другие.

 

6. ХIадд къати’у ат-тарикъ.

Это наказание разбойников, которые отбирают деньги у прохожих под угрозой. Здесь также учитывают степень их вреда. Если это привело к убийство, то их также убивают.

Ученые упоминают, что разбойником он является лишь тогда, когда он делает это в безлюдном месте, в пустыне, тайге, лесу и тому подобном. Это мазхаб Абу Ханифы, ас-Саури и Исхакъа. Другие сказали, что не обязательно в пустыне, лесу и т.д. И второе верно, ибо земля сегодня населена людьми значительно большое, чем раньше, и сегодня практически никто не живет в пустынях, лесах, степях и т.д.

Также ученые подмечают, что с ним должно быть оружие, или нож, или что-то такое, которым можно запугать жертву. Это мазхаб аш-Шафи’и и Абу Ханифы.

Также разбойников должны быть больше в превосходстве силы, иначе их не назвать разбойниками, следовательно, и наказание (хIадд) отличается.

Если эти разбойники забрали имущества и убили их владельца, то согласно Абу Ханифе, надо распять одного из них живым, затем вспороть ему живот и оставить в таком состоянии, пока не умрет. Оставляют на три дня. А в другом риваяте от Абу Ханифы, его сначала убивают, и уже мертвого распнут. Остальных убивают в качестве мести за убитых.

А если эти разбойники убили жертву но не забрали имущество, то хаким казнит их в любом случае, даже если семья погибшего простила этому разбойнику.

А если разбойники не успели никого убить и забрать имущество, то хаким сажает их в тюрьму пока они не покаются, или пока они не умрут там. Все это по мазхабу Абу Ханифы.

А имам Малик считал, что обладателя идеи и силы из этой преступной банды, казнят. Просто обладателя силы, рубят конечности на перекос. А члена банды, который ни идеи не имел, ни силы, то его изгоняют из города.

Аш-Шафи’и считал, что если этих разбойников схватили до того, пока они не убили кого-нибудь и не забрали имущество, то их изгоняют из города/страны. А если после этого, тогда их всех казнят, а затем тела отдают на распятье (вешают), в назидании другим.  От аш-Шафи’и также передается, что их распнут, будучи живыми, лишив воды и еды до самой смерти. Абу Исхакъ сказал, что это более достоверно. У аш-Шафи’и тоже распинают на три дня.

Если в банде есть главари и помощники, все ли получают одно наказание? По мазхабу Абу Ханфы, Малика и Ахмада, все получают равное наказание. По мазхабу аш-Шафи’и, подсобникам делают лишь та’зир.

Если кто-то покаялся до того, пока его схватили, то смотрят на степень его преступления: если он успел убить кого-то, то дело возвращается к семье убитого: простят, значит простили, нет, значит казнят. А он никого не убивал, но забрал имущество, то его надо вернуть. Если не находит хозяина, то пусть раздаст беднякам с намерением посвятить награду хозяину этих вещей. Если после этого хозяин объявится, то он должен в любом случае возместить ему его имущество.

Если разбойником был кафир а затем его схватили, после чего он принимает ислам, то казнь отпадает, но имущество должен вернуть.

 

7. ХIадд аль-хамр

Это наказание употребляющего спиртные напитки

К посланнику Аллаhа ﷺ привели употребляющего вино, он приказал отхлестать его плетью сорок раз. Также передает имам Муслим, что ‘Али приказал ‘АбдуЛле бин Джа’фару высечь плетью аль-Уалида бин ‘Укъбу сорок раз. Также поступал Абу Бак. И это мазхаб имама аш-Шафи’и. Также одна из риваятов от Ахмада.

Но ‘Умар высекал восемьдесят раз. Это мазхаб ас-Саури, Абу Ханифы и Малика. Это же перелается от ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа, да будет доволен им Аллаh. Затем ‘Умар написал об этом и Шам велел так поступать Халиду и Абу ‘Убйде

3. ОТЛИЧИЕ МЕЖДУ КЪИСАС (возмездие), ТА’ЗИР и ХIАДД

А что касается возмездия за убийство, то оно не является хIаддом, оно называется «къисас».

Къисас за преступление, это права близких убитого. А хIудуды поднимают к хакиму, и нельзя их отменять, если они уже дошли до хакима.

Къисас за преступление может быть отмененным из-за дияh (выкуп за убитого), или просто безвозмездным прощением. Но в хIудудах нет ни прощения, ни заступничества, не важно с выкупом, или без.

В «Рад аль-МухIтар» сказано:

«Разница между хIаддом и та’зиром в том, что хIадд определен (количеством, способом и образом), тогда как та’зир определяется имамом (хакимом). ХIадд отменяется, если были шубуhаты, тогда как на та’зир это не влияет. ХIадд не применяется к несовершеннолетнему, а та’зир предусмотрен… Некоторые поздние ученые добавили, что хIадд выполняет лишь имама (хакима), а та’зир может осуществить и муж, и уполномоченный и каждый, кто стал свидетель греха… В та’зир допускается ходатайство, но не допускается в хIадде».

4. К КОМУ ПРИМЕНЯЮТСЯ ХIУДУДЫ

ХIудуды применяются к каждому без исключения, если он (она): совершеннолетний, разумный, совершивший умышленно, будучи в своем рассудке и зная запрет, являясь мусульманином и зиммий (люди писания, живущие под покровительством мусульман).

Если что-то из приведенных атрибутов отсутствует, то приговор к нему не применяется. Это согласно хадису:

رُفِع القَلمُ عن ثلاثةٍ: عن النَّائمِ حتَّى يستيقظَ، وعن الصَّبي حتَّى يحتلِمَ، وعن المجنونِ حتَّى يَعقِلَ

«Перо поднято от троих: от спящего, пока не проснется, от маленького, пока не повзрослеет, и умалишенного, пока к нему не вернется разум»
Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи и другие от ‘Али, да будет доволен им Аллаh.

Также хадис ‘Аиши:

رفع القلم عن ثلاث: عن النائم حتى يستيقظ، وعن الصغير حتى يكبر، وعن المجنون حتى يعقل أو يفيق
Там же.

Хаким и амир не исключение. Они тоже попадают под хIудуды. Об этом я писал здесь.

Если кафир убил муслима, его убивают в отместку, где бы и кем-бы он не был. 

5. ОТКЛАДЫВАНИЕ ХIУДУДОВ

В случае установления факта, нельзя откладывать хIудуды, обязательно надо применить их незамедлительно.

Разрешается отсрочить хIадд, если в этом есть превышающая вред польза, как в сражениях, к примеру. Или если в этом есть польза для самого виновного, как жара, холод или болезнь. Или в этом есть масляха тому, кто зависит от него, как беременная жена, кормящая грудью и тому подобное.

6. ПРИМЕНЕНИЕ ХIУДУДОВ В МЕККЕ

Разрешается приводить приговоры в исполнение в Мекке. Если кто-то заслуживает ХIад, не важно, будь это высечение плетью, лишение свободы или возмездие за убийство. он должен быть приведен в исполнение в любом случае. Мекка не помеха.

 

7. ЕСЛИ В НЕМ ОБЪЕДИНИЛИСЬ НЕСКОЛЬКО ПРИЧИН ХIАДДА

Если в нем объединились несколько причин для хIудудов, но все они одного рода, как если-бы он совершил зина несколько раз, или украл несколько раз, то в любом случае хIад применяется один раз.

Если причины для хIадда разного рода, как если бы он сделал зина, затем украл, а после убил, то сначала применяется легкий хIад – высекание плетью за зина (если раньше не состоял в браке), а затем отрубание руки за воровство и казнь.

8. ВИНОВНИК САМ ПРИЗНАЛСЯ В ЗАСЛУЖЕННОСТИ ХIАДД

Если виновный признался хакиму в заслуженности хIадда в свое адрес без подробностей, группа сказала, что лучше скрыть его грех, другая сказала, что хаким должен привести приговор в исполнение.

Те, кто сказал о желательности скрыть его, ссылались на хадис Анаса, где один признался пророку ﷺ что заслуживает хIадда, пророк ﷺ не поспешил применять хIадд.

Те, кто сказал, что надо применить в любом случае, ссылались на хадис Абу Хурайры, переданном аль-Бухари, где молодой парень совершил прелюбодеяние, известная история. Итог: вернуть сто баранов и слугу. Молодого высечь плетью и выгнать, а госпожу спросить, если признается, то забить камнями. Унейс отправился к ней и спросил ее, она призналась, и к ней применил хIадд.

9. ЛУЧШЕ СКРЫТЬ ГРЕХ, ЧТОБ ИЗБЕЖАТЬ ХIАДД

Совершившему грех желательно скрыть свой грех и принести Милостивому покаяние. Кто узнал о его грехе, также желательно скрыть этот грех.

Это согласно хадису Абу Хурайры:

Кто отдалит от верующего грусть в дунья, Аллаh отдалит от него грусть в судный день. Кто облегчит попавшему в затруднение, Аллаh облегчит ему в дунья и ахира. Кто скроет грех муслима в дунья, Аллаh скроет его грех в дунья и ахира.

Также у Муслима:

Аллаh не перестанет помогать рабу, пока тот помогает своем брату.

На считается тот случай, когда он делает это открыто, где есть опасение, что эти мерзости распространяться.

Это согласно хадису Абу Хурайры:

Всем в моей умме прощается, кроме тем, кто совершает грехи открыто

10. ХОДАТАЙСТВО ПРИ ХIУДУДАХ

ХIадд в обязательном порядке применяется, как и к родственнику, так и к дальнему, к господину, и к простому.

Если аргументы дошли до Хакима, то запрещается заступничество, чтобы отменить этот хIадд, или предпринимать попытку отмены. Хакиму запрещается аннулировать хIадд

Кто взял деньги от прелюбодея, чтоб отмазать его от хIадда, совершил следующие преступления:

  • СухIт – Намеренное неприменение закона Аллаха там, где это обязательно. Это куфр дуна куфр.
  • Ришуа – взятка.
  • Запретное имущество.
  • Участие в распространении зина.

Имам Муслим передал по пути аль-Лейса, от аз-Зуhри, от ‘Урвы от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллаh, что когда одна женщина из знатного племени “Бану Махзум” совершила кражу, люди сказали: “Кто посмеет применить к ней наказание”.
В итоге посланник Аллаhа сделал проповедь, сказав между все прочим:

أيها الناس إنما أهلك الذين قبلكم أنهم كانوا إذا سرق فيهم الشريف تركوه وإذا سرق فيهم الضعيف أقاموا عليه الحد وايم الله لو أن فاطمة بنت محمد سرقت لقطعت يدها

О люди! Живших до вас погубило то, что когда среди них совершал кражу авторитетный, они оставляли его, а когда совершал кражу слабый, они применяли к нему наказание. Клянусь Аллаhом! Если Фатима бин Мухаммад (т.е моя дочь) совершил кражу, я отрублю ей руку

Брать штрафы за те преступления, где предусмотрено наказание, является отменой шариата Аллаhа, что означает большой куфр, что приведет к более худшему злу в дунья и ахира.

11. НЕПРИКОСНОВЕННЫЕ ДУШИ

Их четверо: муслим, зиммий, мустаъман и му’аhад.

Муслим — понятно.

Зиммий — это люди писания, живущие под покровительством мусульман на землях мусульман. Исламское правление обязано защищать им. Зиммий платит налог исламу.

Мустаъман — это кафир, которому дали безопасность со стороны некоторых мусульман зайти на исламские земли, для торговли или чтобы послушать истину из уст мусульман. Это подобно случаю сына Абу Джахля, которому пророк ﷺ обещал безопасность прийти к нему и послушать его речь.

Му’аhад — это кафир, который заключил сделку с исламским правительством на определенных условиях, что позволяет ему зайти на земли мусульман и жить там. Это подобно «Сульх Худейбийя». Это права лишь верховного руководителя мусульман.

Их нельзя убивать и обижать, не иначе как по праву. В хадисе пришло:

Кто убил Му’аhада, в судный день я буду против него.

В другой версии:

Кто убил Му’аhада (или зиммий), не почувствует и запах рая.

Зиммий обязан придерживаться общих положений ислама на территории ислама, но его не принуждают к поклонению ислама. Некоторые хIудуды к нему применяются. Но применяются хIудуды за те грехи, которые в его религии являются грехом, как зина, к примеру. Если иудей совершит зина, то к нему применяется хIадда за зина. И применяется не потому, что у нас так предусмотрено, а потому, что в его торе так предусмотрено. Это и христиан касается.

В хадисе аль-Бухари и Муслим передал от ибн ‘Умара, что во времена пророка ﷺ иудей и иудейка совершили прелюбодеяния. Пророк ﷺ приказал применить к ним хIадд за зина (ар-раджм).

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними


Источники:

  1. Фатх аль-Бари.
  2. Упрощённый исламский фикх в свете Корана и Сунны, шейха Мухаммада ат-Тувейджири.
  3. Кувейтская энциклопедия фикха.
  4. Сайт шейха Са’да аль-Хумейида.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *