Last updated on 6 Сен 2021
Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение избранному пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:
Наш устаз, да хранит его Всевышний, сказал:
تُريدين الصلاة وكنت قد تيقنتِ الطهارة ، فأنت تذكرين أنك توضأتِ لصلاة المغرب – مثلاً – وشككتِ في الحدث
هنا لا يُلتفت إلى الشك ، ويُبنى على اليقين الذي هو الطهارة
وعكسه شككت في الوضوء وتيقنتِ الحدث ، فهنا يُبنى على الأًصل ، وهو الحدث ولزم الوضوء
«Допустим, ты собираешься совершить молитву, и ты помнишь, что ты совершала омовения для магъриба но уже не помнишь, сохранилось ли омовение или нет, то здесь следует не обращать внимания на сомнения, упираясь на твердое убеждение — это наличие омовения.
И также наоборот: если сомневаешься в наличии омовения и не сомневаешься в его нарушении, то здесь надо упираться на основу, в данном случае это отсутствие омовения».
Я приведу другой пример: ты точно помнишь, что совершил уторенную молитву, и вот настал зухр, теперь ты спрашиваешь себя: испортил ли ты омовение или нет? Так вот, если ты точно помнишь, что ты взял омовение для намаза и остался при омовении после намаза, но не помнишь, нарушил ли ты это омовение или нет, вот здесь вообще ненужно думать о мнимом нарушение.
Другой пример: ты совершил утреннюю молитву, затем сходил в туалет, затем настало время зухра, а ты не забыл свой поход в туалет, теперь спрашиваешь себя: совершил ли я омовение после туалета или нет? Так вот, здесь мы скажем: соверши омовение, так как основой в твоем случае является отсутствие омовения, ведь ты убежден в отсутствии омовения и сомневаешься в возобновлении омовения.
Третий пример: ты также был убежден в наличии омовения, даже смог-бы дать клятву в пользу этого, затем совершил намаз, но потом все таки вспомнил о нарушении омовения, то это второе убеждение, т.е первое убеждение было о наличии омовения, затем пришло последнее убеждение, а это – отсутствие омовения. В таком случае переделай молитву.
Подобное говорил имам Ахмад, имам аль-Къарафи, и большинство ученых уммы.
Имам ‘АбдуЛла ибн аль-Мубарак и вовсе сказал, что если ты не сможешь поклясться в нарушении омовения, то у тебя все еще есть омовение!
От имама Малика передается два мнения:
- Мнение большинства ученых, приведенных выше, как это передал от Ибн Нафи’ от имама Малика
- Нарушается в любом случае, как это передал Ибн аль-Къасим от имама Малика.
Более известно в мазхабе имама Малика, что если сомнение относительно омовения постигло в намазе, то не следует обращать на это внимания, а если постигло после молитвы, то омовение нарушается.
Но как вы поняли, доказательство в данном случае с большинством, но не потому что их большинство, а потому что они аргументируются хадисом, переданным имамом аль-Бухари и Муслимом от ‘Абдуллы бин Зейда, что один человек пожаловался пророку ﷺ на сомнения (по причине того, что ему показался выход газов) в намазе, надо ли переделывать молитву или нет? На что посланник ответил: «Пусть не прерывает молитву пока не услышит звук или не почувствует запах».
А что касается слов осложнителей религии, что при сомнениях надо все переделывать, то никакой основы они под собой не имеют!