Last updated on 13 Окт 2019
Я спросил об этом шейха Халида бин Сууда, Сулеймана аль-Маджида и «Центр фетв» в Катаре, ответ следующий:
«Хвала Аллаху. Погребение мертвых узаконено для нас. Приказано уважать кладбища мусульман, избегая сидение на них, или ходьбу по ним, или езду на машине, или паствы на них, или выкапывая ее без на то необходимости, или неуважительное обращение с телом мусульманина, унижая его каким бы то ни было образом, (все это) согласно словам посланника Аллаhа ﷺ:
Сесть одному из вас на уголек, от которого сгорит его одежда, после чего (огонь) перейдет на его кожу, милее, чем сесть на могилу», передал Муслим (от Абу Хурайры).
В муснаде Ахмада от ‘Амра бин Хазма, сказавшего: «Посланник Аллаhа ﷺ увидел меня облокотившимся на могилу, и сказал:
Не причиняй страдание обитателю этой могилы
Так же передается в сунане Аби Дауда:
Ломать кости мертвому, все равно что живому
И на мой взгляд более правильно оставить могилы как есть и не очищать их от травы и растений, ибо шариат не приказывает этого.
А также потому, что (эти могилы) не являются местами поклонений и служения. (Все что) узаконено в них, это лишь посещение, ду’а для них и вразумление (для посещающего их)!
Основа в могилах – это воздержание, ведь от чистки могил не достигается указанная шариатом польза. (Возможно) это приведет к запретному деянию — чрезмерность.
Это может открыть двери привязанности, возвеличиванию и украшению их! Поэтому, шариат запретил украшать их, (что-либо) возводить на них, штукатурить их, чтобы невежды не привязывались к ним, проявляя чрезмерность в возвеличивании, приближаясь к ее обитателям, обращаясь к ним за помощью.
Очищение могил и украшение их, является из обычаев неверующих, а муъмину запрещено уподобляться им!
Оставление травы (на могиле) не является посягательством на честь и унижением покойника!
Разрешается очищать могилы лишь от нечистот, оскверняющих могилу и приносящих проблемы посетителям, а также от деревьев, оставление которых приведет к стиранию места захоронения или к опасности от ее колючек, или к уничтожению тропы, ведущей к (могиле), или есть опасение, что невежды возьмут это дерево местом благодати…»
В общем, лучше ничего не убирать с могилы и оставить ее как есть, исключением чему является вытекающий вред или получение очевидной пользы!
Аллаhу ведомо лучше. Да благословит Аллаh и да приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.»
6 МАЯ 2014, 13:07. Шейх Халид бин Сууд аль-Булейхид. Член научного фонда КСА.
Ответ
الحمد لله أما بعد .. فيُشرع تنظيف المقبرة إكراما للأموات ، ولأهلهم من الأحياء . والله أعلم
«Хвала Аллаhу, а затем… Дозволяется чистить могилу, оказывая почтение покойникам и их живых родственников. Аллаhу ведомо лучше. «
Сулейман аль-Маджид. Член палаты совещания КСА и бывший судья эр-Рияда.
Ответ
الحمد لله والصلاة والسلام على رسول الله وعلى آله وصحبه، أما بعـد: فإن الفقهاء مجمعون على حرمة الميت المسلم ، وأن الموقع الذي يدفن فيه يصير وقفا عليه، فلا يجوز نبشه ولا المشي عليه ما دام يوجد فيه شيء منه،
وقد أوضحنا هذا المعن في الفتوى رقم: 32705 أما تنظيف المقابر من الأشجار والنباتات فلم نطلع على ما يدل على أنه مطلوب ولا على ما يدل على أنه ممنوع، فيبقى على الإباحة وخاصة إذا كان فيه منفعة
«Хвала Аллаhу, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и сподвижникам, а затем:
Ученые единогласны в неприкосновенности мертвого мусульманина, а также в том, что место его захоронения является его вакъфом
Не разрешается выкапывать могилу и сидеть на них до тех пор, пока от могилы что-то еще остается.
А что касается очищения могил от растений и деревьев, то мы не нашли (доказательства), требующие или запрещающие это делать.
(Следовательно) все остается на дозволенности, и тем более, если в этом есть польза!»
Марказ фетв. Катар.
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух. Какие памятники можно ставить и какие нельзя? Можно ли табличку на эти памятники вешать с датой рождения и смерти с ФИО и тд? Можно ли ставить оградку и красить периодически эти оградки? Для русскоязычных мусульман думаю это актуальные вопросы.
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Максимум надгробие с именем и датой, если в этом есть реальная нужда.