468. Сунна намазы до пятничной молитвой, и после

468. Сунна намазы до пятничной молитвой, и после

468. Sunna namazy do pjatnichnoj molitvoj i posle - 468. Сунна намазы до пятничной молитвой, и после

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Давно хотел написать об этом, но постоянно забывал, вспоминал лишь именно в тот момент, когда люди делали эти два ракаата — непосредственно перед пятничной молитвой! И вот, наконец, я вспомнил об этом в ночь четверга. Завтра иншаАлла пятница, и на этот раз я сяду в мечети с чистой совестью.

Люди совершают два ракаата непосредственно перед пятничной молитвой! Я не говорю о молитве приветствия мечети, я не говорю о обычных двух ракаатах, которых можно совершить практически когда угодно, но говорю я о тех двух ракаатах, которых систематично выполняют непосредственно перед молитвой после азана на пятничную молитву, словно эти ракааты из числа рауатибов (настоятельных). Нет конкретной сунны до пятничной молитвы, и что удивительно, на этом сам имам аш-Шафии, а ведь в нашей местности «шафииты», ну…хотя бы на словах.

≡ Сказал аль-Хафиз Зейнуддин Аль ‘Ираки сказал:  «Я не видел ничего указывающего на то, что эти три имама (Малик, аш-Шафии и Ахмад) рекомендовали совершать молитву сунну до этого (Джум’а)» 

≡ Сказал имам Альбани:  «По этой причине, так называемая сунна не упомянута в Китаб аль Умм имама Шафи, или в книге аль Масаиль имама Ахмада, или в трудах других ранних имамов…».

≡ Наш шейх ас-Сухейм сказал: «Эти молитвы (до джуму’а) не являются рауатибами, это обычные молитвы. Доказательством этому служит хадис Сальмана, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:

 لا يغتسل رجل يوم الجمعة ويتطهّر ما استطاع من طُهر ، ويدّهن من دُهنه ، أو يمسّ من طيب بيته ، ثم يخرج فلا يُفرِّق بين اثنين ، ثم يُصلي ما كُتب له ، ثم ينصت إذا تكلم الإمام إلا غُفر له ما بينه وبين الجمعة الأخرى . رواه البخاري

«Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится так тщательно, как только сможет, смажет волосы или умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на джуму’а, и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей». Аль-Бухари и Муслим

Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Не передается от пророка ﷺ, чтобы он совершал что-либо до джуму’а. Он выходил на пятничную молитву, после чего произносился азан и он начинал читать хутбу (проповедь)”.

Имам Абу аль-Къасим Абу Шама, учитель имама ан-Науауи, у себя в «аль-Ба’ис ‘аля инка-риль-бида’ уаль-хауадис» писал: “Если кто-то скажет: «Может пророкﷺ совершал молитву до джуму’а у себя дома, а затем выходил», то я отвечу: Если бы такое имело место, то об этом передали бы его жены, как они передали о других добровольных молитвах, которые пророк ﷺ совершал у себя дома и днем и ночью! И по причине того, что на эту тему ничего достоверного не передается, основа состоит в отсутствии такой Сунны, и это указывает на то, что подобное не узаконено!”

Имам Ибн аль-Къаййим в “Задуль-ма’ад” сказал: “После того как Биляль завершал слова азана, пророк ﷺ сразу же вставал для произнесения проповеди. И никто не совершал молитв из двух рак’атов. И азан произносился единожды. А это указывает на то, что и джуму’а подобна праздничной молитве. И нет до них никакой Сунны. И это является воззрением ученых, и Сунна это подтверждает, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) выйдя из дома сразу же направлялся к минбару и после того как он поднимался на него, Биляль начинал произносить слова азана. И после слов азана пророк (мир ему и благословение Аллаха) тот час же начинал произносить хутбу”. 

А что касается хадиса у Ибн Маджи от Ибн ‘Аббаса, что пророк ﷺ совершал четыре рак’ата дополнительной молитвы до пятничной, и не разделял их (салямом).  Имам ан-Науауи сказал: «Это ложный хадис, в котором четыре слабых передатчика, а Мубашир ибн Убайд передатчик ложных хадисов!» 

Имам Джамалуддин аз-Зайля’и в «Насбу-ррайя» сказал : «Мубашшир ибн Убайд передатчик ложных хадисов, а Хаджадж и Атыйя слабые рассказчики!»

Тоже самое сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар и аль-Альбани. Есть и другие хадисы на этот счет, от ‘Аиши, к примеру, но все они очень слабые и даже выдуманные. Сказал Мухаддис аль-‘Аббад: «…до молитвы джум’а нет установленной сунны». 

Имам ат-Тирмизи передал от Ибн Мас’уда, что он совершал до и после пятничной молитвы четыре ракаата. Это же передали ‘АбдуРаззакъ и ат-Табарани, возводя это к пророку ﷺ, но как сказал Ибн Хаджар: в цепочке слабость и обрыв.

А что касается сообщений от ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и других, что они совершали молитвы до пятничной молитвы, то это не какая-то конкретная установленная молитва, это добровольное поклонение, которое иногда совершают, а иногда оставляют.

≡ Сказал имам Альбани сказал: «Те кто совершают эту молитву не следуют за Посланником Аллаха ﷺ или за имамами; напротив они подражают поздним ученым, которые подобны им в том, что они также имитаторы (ранних ученых), а не муджтахиды (ученые которые выносят собственные решения). Удивительно видеть имитатора имитирующий другого имитатора»

А вот после пятничной молитвы есть достоверная сунна, иншаАлла.

Имам ат-Тирмизи передал от Аби Хурайры, что посланник Аллаhа сказал: 

من كان منكم مصليا بعد الجمعة فليصل أربعا
«Тот, кто совершает из вас молитву после джум’а, то пусть совершает четыре ракаата».

Сказал Ибн аль-Къайим «Зад аль-Ма’ад»: «Наш шейх Абу аль-‘Аббас Ибн Теймийя сказал: “Если он желает совершить (эту сунну) в мечети, то совершает в четыре ракаата, а если в своем доме, то совершает два ракаата“ . Я (Ибн аль-Къайим) скажу: На это указывают хадисы. Передал Абу Дауд от Ибн ‘Умара, что он совершал в мечети четыре ракаата, и если совершал (эту молитву) в своем доме, то совершал ее в два ракаата».

≡ Имам Ибн Къудама у себя в «Аль-Мугъни» передал слова Ахмад, сказавшего: «Если желает, он может совершить после пятничной молитвы два ракаата, а может и четыре».

В заключение воздаем хвалу Аллаhу Господу миров.

 

Комментарии

  • Foat | Дек 10,2019

    Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху.
    Мой вопрос в следующем :
    Бывает так, что по уважительной причине (например сильная метель или ливень) приходится пропускать джум’а намаз и мне кто-то сказал , что в пятничный день те кто не пришёл на джум’а намаз не может совершить зухр намаз пока не закончится джум’а . Достоверно ли это?
    Барака ЛЛАХу фика.

    • blank

      AR-RAD | Мар 11,2020

      Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Посмотрите наш ответ в статье о уважительных причинах оставления джуму’а и джама’а.

  • blank

    Abdulhakim | Мар 10,2020

    А что по этому поводу?
    http://muslim.kz/ru/questions/view/143
    Согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабу, а так же согласно одному из мнений в мазхабе ханбалитского толка, перед предписанной частью пятничной молитвы совершается четыре ракаата сунны. И хотя в маликитском мазхабе, до предписанной части пятничной молитвы и нет сунны, но допускается совершение нафиль намазов.

    Те, кто придерживается мнения, что существует сунна, которая совершается до пятничной молитвы, указывают на то, что пятничная молитва совершается вместо полуденной молитвы. По этой причине пятничная молитва совершается точно также как и полуденная молитва, кроме тех особенностей, которые утверждены определенными доказательствами шариата, таких как двойной призыв к молитве, чтение хутбы, совершение двух ракаатов, вместо четырех.

    Хотя имам аль-Бухари, в своем сборнике хадисов, приводит раздел под названием «Совершение сунны до и после пятничной молитвы», он ограничивается тем, что приводит хадис, касающийся лишь сунны, совершаемой после пятничной молитвы, но не приводит хадис, касающийся сунны, совершаемой до пятничной молитвы. Вместо этого имам аль-Бухари указывает на сунну, совершаемую до и после полуденной молитвы.

    Суть этого состоит в том, что имам аль-Бухари проводит аналогию, пятничной молитвы с полуденной молитвой. То есть, до и после пятничной молитвы так же существует сунна, подобно сунне, совершаемой до и после полуденной молитвы [1].

    Имам ан-Науауи, в своем разъяснении под названием «аль-Минхадж», который он написал к сборнику хадисов имама Муслима, сказал:

    «Совершение сунны, которая совершается до полуденной молитвы, до пятничной молитвы так же является сунной».

    عن علي قال كان رسول الله يصلي قبل الجمعة أربعا وبعدها أربعا

    Передается от Али (да будет доволен им Аллах):

    «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) до и после пятничной молитвы совершал четыре ракаата сунны» [2]

    Хафиз Зайнуддин аль-Ираки дал хорошую оценку данному хадису, определив цепь его передатчиков как «джаййид» (хороший) [3]

    Наряду с этим существует достоверный риуаят, указывающий, что ученый-сахаба Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах), который никогда не разлучался с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), до и после пятничной молитвы совершал четыре ракаата молитвы.

    عن قتادة أن بن مسعود كان يصلي قبل الجمعة أربع ركعات وبعدها أربع ركعات

    От Катады (да будет доволен им Аллах) передается следующее:

    «Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах), до и после пятничной молитвы, совершал четыре ракаата сунны» [4]

    Ибн Хаджар Аскалани оценил этот риуаят, как «сахих». А имам Абдурраззак в своей работе «аль-мусаннаф» приводит риуаят о том, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) требовал, чтобы до и после пятничной молитвы совершались четыре ракаата сунны. Это действие Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) основывалось на его знании хадиса, касательно совершения Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сунны до и после пятничной молитвы. Ясно, что такое требование сподвижника, который все время был рядом с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), не могло основываться на его личном иджтихаде. Мнения Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) так же придерживались такие табигины, как Ибн Мубарак, Суфйан ас-Саури [5]

    عن نَافِعٍ قال كان بن عُمَرَ يُطِيلُ الصَّلَاةَ قبل الْجُمُعَةِ وَيُصَلِّي بَعْدَهَا رَكْعَتَيْنِ في بَيْتِهِ وَيُحَدِّثُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم كان يَفْعَلُ ذلك

    Передается , что Нафи’а сказал:

    «Обычно Абдуллах ибн Омар (да доволен будет им Аллах), до пятничной молитвы, долго совершал намаз. А после пятничной молитвы, придя домой, он совершал два ракаата молитвы. И он говорил: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал так же» [6]

    Имам ан-Науауи, в своем труде, под названием «аль-Хуласа», этот хадис, переданный имамом Абу Даудом, определил как «достоверный», отвечающий требованиям имама аль-Бухари [7]

    Из этого риуаята нам видно, что до и после пятничной молитвы совершается сунна.

    В риуаяте имама аль-Бухари Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

    «Между двумя азанами (азаном и икаматом) есть молитва (сунна)» [8]

    В другом сахих хадисе сказано следующее:

    «Перед каждым фард намазом существуют два ракаата молитвы» [9]

    Ибн Хаджар, в качестве веского доказательства сунны, совершаемой до пятничной молитвы, приводит этот хадис [10]

    Если так, то, вероятно, будет неправильным называть действия человека, совершающего четыре ракаата сунны, согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабам, или же два ракаата сунны, согласно другим мазхабам, бид’атом.

    [1] Бадруддин Абу Мухаммад Махмуд ибн Ахмад ал-‘айни, ‘умдатул-Каари шарху Сахихил-Бухари, 5-том, 126-бет. «Дарул-фикр» Бейрут,2005 г.
    [2] Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб Абул-Касым ат-Табарани, ал-Му’жамул-аусат, 2-том, 172-бет. «Даарул-харамайн» , Каир. 1415 г.х.
    [3] Зайнуддин Абул-фадл Абдур-рахим ибн ал-Хусайни ал-Ираки, Торхут-тасриб фи шархит-такрииб, 3-том, 36-бет. «Дарул-кутубил-илмия» Бейрут,2000 г.
    [4] Абу Бакр Абдур-Раззак ибн Хумам ас-Сан’ани, Мусаннафу Абдир-Раззак, 3-том, стр. 247. «Аль-Мактабуль-ислами», Байрут,1403 г. по хиджре.
    [5] Мухаммад ибн Иса Абу Иса ат-Тирмизи, Сунанут-Тирмизи, 2-том, стр. 401. «Даруль- ихйаит-турасиль-араби» , Бейрут.
    [6] Мухаммад ибн Иса Абу Иса ат-Тирмизи, Сунанут-Тирмизи, 1-том, стр. 294. «Даруль-ихиаайт-турасиль-араби», Бейрут.
    [7] Абу Закария Мухиддин ан-Науауий, «Хулаасатул-ахкаам фи мухимматис-сунан уа кауаа’идиль-Ислам», 2-том, стр. 811. «Муссисатур-рисала», Байрут,1997 г.
    [8] «Сахихуль-Бухари». 1-том, стр. 225. «Дару Ибни Касир», Байрут,1987 г.
    [9] Мухаммад ибн Хиббан ибн Мухаммад, «Сахих ибн Хиббан», 6-том, стр. 208. «Мууссатур-рисала», Байрут,1992 г.
    [10] Ибн Хаджар Аскалани, Фатхуль-Баари, 3-том, стр. 351.

    • blank

      AR-RAD | Мар 11,2020

      Все сообщения, указывающие на дозволенность сунны до пятницы разделяются на два вида: либо речь идет о молитве приветствия до пятницы при входе в мечеть, либо сообщения поддаются критике. Тот факт, что поздние мухаддисы, как аль-‘Иракъи, ан-Науауи и им подобные авторитетные ученые ислама назвали иснады хасан, не решает эту проблему нисколько.
      Дело в том, что среди ранних мухаддисов, которым не было равных, как аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи и им подобным, мы не находим таких подтверждений.

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *