Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Посланник Аллаhа ﷺ запретил плохо думать о мусульманах без особой на то причины.
Сказал он ﷺ в хадисе Абу Хурайры, переданном имамом аль-Бухари и Муслимом:
إياكم والظنَّ، فإنَّ الظنَّ أكذب الحديث
“Избегайте предположений, ибо предположения наиболее лживые речи”.
≡ Амир ас-Сан’ани в толковании этого хадиса у себя в “Субулю-Салям” сказал:
“Под егоﷺ словами “Избегайте предположений” подразумевается плохое мнение о Всевышнем и о каждом мусульманине, порядочность которого очевидна. (Далее) егоﷺ слова:“…ибо предположения наиболее лживые речи”. (Пророкﷺ) назвал (предположение) речью, ведь (предположение) это речь души. Предположения являются наиболее лживыми речами по той причине, что ложь противоречит реальной действительности и не упирается на доказательства… (этот) хадис (говорит о запрете подозрения тех), кто не выявил ругани, мерзости и распутства”.
≡ Сказал аль-Къуртуби:
“Под предположениями подразумевается обвинение (людей) без причины, как тот, кто обвиняет человека в мерзости (в прелюбодеянии) без всяких очевидных доказательств”.
Также пришло в хадисе Ибн Маджи от Джабира и Абу Хурайры, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: “Когда подозреваете, не исполняйте, а когда завидуете, не действуйте . Это версия хадиса Джабира.
Имеется ввиду: если подозреваете, то не действуйте согласно подозрениям до тех пор, пока у вас не будет очевидных доказательств, а когда завидуете, то не поступайте под воздействием зависти!
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.
Ассалам алейкум
У меня вопрос. То есть если у мусульманина порядочность не очевидна, то можно делать предположения?
Или это касается абсолютно любого мусульманина?
وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته
В хадисе говорится остерегаться от предположений то есть на которых не ни каких доказательств . и не будет греха человеку пока он не скажет это предположение или не сделает