Last updated on 6 Ноя 2019
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Нет разногласий у ученых, что до магъриба нету никаких рауатибов (постоянных) молитв, но разногласят, есть ли добровольные молитвы.
Эти два рака’ата желательные
Это мнение шафиитов и Ибн ХIазма аз-Заhирий.
Доказательством у них служит хадис, переданный имамом аль-Бухари от ‘АбдуЛЛы бин Мугъаффаля аль-Музани, да будет доволен им Аллаh, сказавшего:
«Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
صَلُّوا قَبْلَ صَلاَةِ الْمَغْرِبِ
Совершайте до магъриба молитву
И на второй раз, опасаясь, что люди возьмут это (постоянной) сунной добавил: لِمَنْ شَاءَ «Кто желает».
Аль-Бухари назвал главу этого хадиса: «Глава о молитве до магъриба«.
А в версии имама Абу Дауда:
صَلُّوا قَبْلَ الْمَغْرِبِ رَكْعَتَيْنِ
Совершайте до магъриба два рака’ата.
→ Имам Абу аль-‘Аббас ат-Табари, комментируя слова АбдуЛЛы бин Мугъаффаля аль-Музани
«…опасаясь, что люди возьмут это (постоянной) сунной» сказал: «Здесь не отрицается желательность (этих двух рака’атов), потому что (посланник Аллаhа ﷺ) не может повелевать нежелательное, на против, этот хадис сильнейшее доказательство на желательность (этих двух рака’атов). А смысл слова «(постоянной) сунной» — т.е в обязательном порядке. Смысл этого в том, чтобы уровень (этих двух рака’атов) не был на уровне рауатибов, (совершаемых при) обязательных намазах».
Также сообщил имам аль-Бухари от Анаса, да будет доволен им Аллаh, сказавшего:
«Я видел старших сподвижников пророка ﷺ, занимавшие столбы (мечети для молитвы) перед Магърибом»
→ Также сообщи Муслим от Анаса, да будет доволен им Аллаh, сказавшего:
«Мы были в Медине, и когда муадзин объявил о молитве Магъриб, (сподвижники) устремились занять (места) у столбов (мечети для этих двух рака’атов).
→ Передал имам ‘Абду-Раззакъ от Зара бин ХIубейша, сказавшего:
« ‘Абду-РахIман бин ‘Ауф и Убейя бин Ка’б совершали два рака’та перед Магърибом».
Эти два рака’ата не являются желательными
Это установленное мнение у ханафитов и ханбалитов. У них это не является желательным поклонением.
У маликитов эта молитва и вовсе нежелательна!
→ Доводом у них служит сообщение ТIауса, сказавшего:
«Спросили Ибн ‘Умара о этих двух рака’атах перед магърибом, он ответил: «Во времена пророка ﷺ я не видел ни одного в совершающими эти два (рака’ата). Однако он ﷺ разрешил два рака’ата после ‘асра (т.е возмещать). Абу Дауд.
→Передал ‘Абду-Раззакъ от Ибраhима ан-Наха’и, сказавшего:
«Ни Абу Бакр, ни ‘Умар, ни ‘Усман не совершали два рака’ата перед магърибом».
→ Передал имам ат-Табарани в «Муснаду аш-Шамиин» от Джабира, сказавшего:
«Мы спросили жен пророка ﷺ: «Видели ли вы его совершающим эти два рака’ата перед магърибом? Они сказали: «Нет», за исключением Умму Салямы, она сказала: «Он совершил их один раз у меня». Я спросил ее: «Что это за молитва была?» Она ответила: «Он ﷺ сказал: «Я забыл совершить два рака’ата перед ‘асром, и я возместил их сейчас».
Выводы
Как говорит Ибн Хаджар аль-Хайтами, что первое мнение более сильное, так как Ибн ‘Умар мог просто не застать тот момент, когда старшие сподвижники совершали эту молитву.
Другие ответили, что Ибн ‘Умар как раз таки из тех, кто неуклонно следил за посланником Аллаhа ﷺ в его дополнительных молитвах.
В любом случае остается хадис ‘АбдуЛлы аль-Музани, где посланник ﷺ сказал: «Совершайте до магъриба молитву». А хадис, в котором приводятся слова пророка ﷺ предпочтительней хадиса, где упоминаются поступки пророка ﷺ.
≡ Сказал Ибн Баз, да помилует его Аллаh:
«Молитва после азана магъриба и до икъамы является сунной, согласно словам пророка ﷺ: «Совершайте до магъриба молитву, совершайте до магъриба молитву, совершайте до магъриба молитву», затем сказал после третьего раза: «Кто пожелает«. Передал аль-Бухари.
Сподвижники пророка ﷺ спешили к совершением двух рака’атов до магъриба в тот момент, когда давали азан на магъриб, и пророк ﷺ видел их не запретил им это, на против, он повелел им это, как это недавно было упомянуто в хадисе».
≡ Сказал Ибн аль-‘Усеймин да помилует его Аллаh:
«Молитва до магъриба, т.е между азаном и икъамой сунна, но не постоянная сунна, не стоит совершать ее постоянно».
Источник: фетва шейха Мухаммад Салиха аль-Мунаджида, да хранит его Всевышний.