332. В каких грехах можно подчиняться?

332. В каких грехах можно подчиняться?

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Мой вопрос шейху аль-Маджиду:

السلام عليكم شيخنا الفاضل نحن أبناء داغستان وهذه جمهورية رُبّيت علي إطار الشيوعية خلال القرن تقريبا فاليوم بعون الله اعتنقنا الإسلام الديانة السماوية و الرسالة الإلهية إلا أن معظم آباءنا ما زالوا على ما هم عليه وبعضهم أسلموا لكن لم يتخلصوا من عادات فاسدة و زيادة على ذلك يأمروننا بالمعاصي فنحن لا نستجيب عليهم في هذه الأمور، لاكن أحيانا أمرهم إيانا يكون في أشياء متشابهة كتشغيل التلفاز حيث القنوات ليست أخلاقية أو مناولة الكبريت للتدخين أو ذهاب إلي الدكان لشراء السيجارة و إباءتنا هنا يجلب الفتنة و الخناقة و المشادة بل حتي العقوبة ضربا و طردا من البيت فما إشارتكم فضيلتكم؟ بارك لله فيكم

«Ассаляму ‘алейкум уважаемый шейх. Мы из Дагестана, республики, которая была под воспитанием коммунизма примерно на протяжении века, и вот сегодня, с помощью Аллаhа, мы приняли ислям, небесную религию и божественное посланное.

Но, многие наши отцы все еще на том же, лишь некоторые приняли ислам, однако и они не избавились от вредных привычек.

Скажу в добавок: иногда они приказывают нам греховное, мы (стараемся) не отвечать им на это, но иногда они приказывают такие элементарные, но сомнительные вещи, как на пример: включение телевизора, где показывают не совсем хорошее, или принести спички чтобы закурить, или пойти в магазин для покупки сигарет.

Если мы откажем им в этом, это приводит к скандалу, ссоре и смуте, а иногда к побоям и изгнанием из дому.
Каково ваше наставление шейх? Барака Ллаhу фикум».

 

Сулейман аль-Маджид:

وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته .. فإن الأصل الذي أمر الله عز وجل باتباعه هو أن يعمل المرء الصالحات من الواجبات ، وأن يجتنب المنكرات ، وأن يأمر بالمعروف وينهى عن المنكر ، وأن لا يطيع أحدا في معصية الله عز وجل ، ولكن حيث الأمر ما وصفت فإن الائتمار بأمر الوالدين في هذه الأمور مع ما عليه تلك البيئة من عدم مساندة الصالح القانت ، ثم حصل ترخص بعضهم في شيء من ذلك بسبب شدة الحرج في تلك البيئات ، واجتمع مع ذلك نية التأثير عليهم فيما هو أخطر من مسألة التدخين فأرجو أن يكون هذا مما يُعفى عنه في هذه الحال ، وما أنتم عليه اليوم مقارب لما كان عليه الأمر في أول الإسلام ، وفي ذلك الحين لم تنزل الأحكام التفصيلية مراعاة لحال الناس آنذاك ؛ فمن ترخص ممن هو في مثل حالكم في ذلك فلا حرج عليه إن شاء الله. قال الإمام ابن تيمية في نحو ذلك: ( .. ومعلوم أن الرسول لا يبلّغ إلا ما أمكن علمه والعمل به، ولم تأت الشريعة جملة، وكما يقال: إذا أردت أن تطاع فأمر بما يستطاع. فكذلك المجدد لدينه والمحيي لسنته لا يبلّغ إلا ما أمكن علمه والعمل به؛ كما أن الداخل في الإسلام لا يمكن حين دخوله أن يلقّن جميع شرائعه ويؤمر بها كلها. وكذلك التائب من الذنوب، والمتعلم والمسترشد لا يمكن في أول الأمر أن يؤمر بجميع الدين ويُذكر له جميع العلم فإنه لا يطيق ذلك، وإذا لم يطقه لم يكن واجبًا عليه في هذه الحال، وإذا لم يكن واجبًا لم يكن للعالم والأمير أن يوجب جميعه ابتداءً، بل يعفو عن الأمر والنهي بما لا يمكن علمه وعمله إلى وقت الإمكان). والله أعلم

Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату.
«Основа, следовать которой приказал Всевышний Аллаh  — это выполнение обязательных благих деяний и сторониться порицаемого, призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, и не подчиняться ни кому в ослушании Аллаhа, свят Он и Могуч.

Однако, если дело так как вы описали, то подчиняться родителям в этих делах, где среда обитания не помогает праведным (в совершении благого), где в силу острой необходимости приходится быть снисходительным, где целью является повлиять на них (и уберечь их) от того, что хуже сигарет, то надеюсь в такой ситуации вам простительно (подчинение им в подобном).

Положение, в котором вы сейчас, очень похоже на положение в начале ислама. В тот (ранний период) ислама законоположения не были ниспосланы с подробностями, (все это происходило) с учетом положения людей в то время.

Поэтому, нет греха на там, кто проявил снисходительность ситуациях похожих на ваши, инша Аллаh.

Имам Ибн Теймийя сказал на подобное:

«И известно, что посланник (сначала) доносит лишь то, что возможно усвоить и выполнить.
Шари’ат не был ниспослан сразу целиком и полностью. Как говориться: «Если хочешь, чтобы тебе подчинялись, приказывай то, что возможно выполнить». 

Такое же дело обстоит с обновителем религии и оживляющим сунну, они доносят лишь усвояемое и выполняемое.

Это подобно тому, когда только принявший ислам не в состоянии сразу принять все законоположения ислама и (выполнить их).
Точно также принесший покаяния, обучающийся и ищущий истину, не возможно приказать им в исламе (все подряд) и дать ему все знания сразу, они не выдержать этого. Если они не выдержат этого, следовательно, на данном этапе это не является для них обязательных. А если это не является для них обязательным, то ученый и амир изначально не должны обязывать (такого человека) всему этому, он должен быть снисходительным для него в приказах и запретах до тех пор, пока (такой человек) не будет в состоянии (выполнять все это)».

 

Этот же вопрос я также задал уважаемому Мухаммаду Салиху аль-Мунаджиду, он ответил:

«Если в вашем случае отказ повлечет вред и страдания ребенку, как побои, ругань или изгнание из дому, то в таком случае ребенок принужден (к этому), и нет на нем греха. Он должен по мере возможности хорошо обходиться со своим отцом, он должен с осторожностью советовать ему оставить эти грехи, он (должен все это делать) до тех пор, пока он Всевышний Аллаh не направит его…».

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *