Last updated on 15 Окт 2019
Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:
Хадис, где пророк (ﷺ) сказал: «Не сообщить ли мне о ваших мужчинах, которые в раю?» Затем он начал перечислять: пророк, правдивый, шахид и тот, кто навестил своего брата ради довольства Аллаhа.
Затем: «Не сообщить ли мне о ваших женщинах, которые в раю?» И сказал:
كُلُّ وَدُودٍ وَلُودٍ ، إِذَا غَضِبَت أَو أُسِيءَ إِلَيهَا أَو غَضِبَ زَوجُهَا ، قَالَت : هَذِه يَدِي فِي يَدِكَ ، لَاْ أَكْتَحِلُ بِغُمضٍ َحتَّى تَرضَى
Каждая любящая и много рожающая. Когда разозлиться или поступят с ней плохо, или же разозлит своего мужа, скажет ему: вот моя рука в твоей руке. Я не сомкну глаза (т.е не засну), пока ты не будешь мною доволен
1. Версия Анаса.
Передал ат-Табарани по цепочке от Ибраhима аль-Къураши, от Абу Хазима аль-Ашджа’и, а он от Анаса, да будет доволен им Аллаh.
Все передатчики этого хадиса заслуживают доверия, как сказал аль-Мунзири и аль-Хайсами, за исключением Ибраhима аль-Къураши.
Аль-Бухари сказал о Ибраhима аль-Къураши: «Его хадис не достоверен».
Эти слова прокомментировал аль-Хайсами:
«Если он этим хотел послабить его, то слов нет. А если он имел ввиду конкретный хадис, то он не указал какой».
Имам ибн Ма’ин сказал, что не знает его.
Аль-Хатиб аль-Багъдади считал, что его хадисы неизвестными.
Аз-Заhаби тоже считал его неизвестным.
Ад-Димяти сказал, что иснад «Джейид» — пойдет. Ибн Хаджар сказал «иснад салих» — пригоден. Он-же сказал, что ему есть свидетельства. Но те свидетельства хуже этого иснада. Об этом ниже.
2. Ка’ба бин ‘Уджра.
Передал ат-Табарани передал ее по цепочке от Исма’иль ибн Сарийя, он от аш-Ша’би, он от Ка’ба бин ‘Уджра, да будет доволен им Аллаhа. И это то самое свидетельство.
Имам ан-Насаи и Аль-Хайсами назвали ибн Сарийя «Матрук» — оставленный. Это сильная степень слабости.
Имам аль-Азди сказал: «Мункар» — отвергаемый.
Имам аль-Къаттан сказал: «Мне прояснилась его ложь при первой-же встрече».
Его также послабил ‘алляма аль-Альбани.
Также передал аль-Байhакъи этот хадис от ибн ‘Аббаса и сам же его послабил.
3. Версия Ибн ‘Абабса.
Ее передал ан-Насаи в «Ашрату нисаъ». Тамам ар-Рази в «аль-Фауаид». Абу Ну’айм в «аль-Хиля».
Все они от Хальфа бин Халифа, от Абу Хашима ар-Руммани, от ибн Джубейра от ибн ‘Аббаса.
Все передатчики заслуживают доверия. Единственное Хальф, это шейх имама Ахмада, в конце жизни он начал путаться. Не известно, этот хадис он рассказал до путаницы, или после?
Что удивительно, сам шейх аль-Альбани признает эту путаницу, но вместе с этим взял вышеприведенные свидетельства и укрепил ими эту версию.
После этого шейхи начали ссылаться на имама аль-Альбани в этом вопросе. Что аль-Мунаджид, что Мухаммад аль-Мукъаддам и все остальные.
Мы не можем укрепить риваят Хальфа, риваятом ибн Сарии. Второй гораздо хуже по уровню.
А что касается первого свидетельства, а именно Исма’иля аль-Къураши, то и он очень спорная личность.
Вывод
Версия Ка’ба бин ‘Уджра очень слабая. Она не годиться в качестве свидетельства.
Версия Анаса очень спорная. Точно неизвестно, кто этот Ибраhима аль-Къураши.
Версия ибн ‘Аббаса лучшая из выше приведенных. Хальф бин Халифа аль-Куфи правдивый сам по себе. Но в конце жизни из-за старости он начал путаться и не понимал, что передает. А ведь не известно, когда от него передали этот хадис, до путаницы или после?
Имам Муслим передал его другой хадис, но он передал со свидетельством. А данному хадису нет достаточного свидетельства.
В любом случае вопрос остается очень спорным. Сложно заявлять о том, что хадис «хасан», не говоря уже о «сахих».