221. Запрет слепого следования. Шейх Ас-Сухейм.

221. Запрет слепого следования. Шейх Ас-Сухейм.

Стенограмма.

Вопрос:

«И последний мой вопрос уважаемый шейх:

В Дагестане и в Египте есть такие студенты, которые дают лекции или записывают их для людей. Да, быть может в этом есть какая-то польза.

Я не выискиваю ошибки. Но! Я наткнулся на видео (одного из таких студентов), где этот человек обязывает следовать за конкретным мазхабом. Или указывает на достоинство конкретного мазхаба (помимо других).

Есть и такие, которые говорят о достоинстве мазхаба аш-Шафи’и. Кто-то говорит о достоинстве мазхаба Ахмада.

Что нам ответить им?

Что ответить тем, кто говорит, что здесь этот мазхаб ближе к истине, или более подходящий, или лучше, что им сказать шейх?».

Ответ

«Мы им ответим: нет такого мазхаба, в котором не были-бы ошибки. Если мы скажем, что именно этот мазхаб истина, тогда (нам придется) оставить все мазхабы. Предположим: пришел к нам человек на мазхабе имама Малика, и говорит: «Мазхаб имама Малика – истина», что это значит? Это значит, что все остальные мазхабы ложь. Или придет такой-же на мазхабе Абу Ханифы, или на мазхабе аш-Шафи’и, или Ахмада и скажет тоже самое.

Т.е. если он утверждает о истинности конкретного единственного мазхаба, то обязательно отсюда понимается неправильность остальных мазхабов.

Никто такого (из ученых) не говорил. Даже сами имамы мазхабов такого не говорили. Ведь нету такого мазхаба в котором нету разногласия.

Этот вопрос нуждается в беспристрастности. Мы не должны проявлять фанатизм к какой либо личности. Как было сказано ранее: у каждого ученого есть какие-то ошибки. Слова ученого не подобны словам пророка ﷺ .

Пришло от Ибн ‘Аббаса, ‘Ата и Муджахида что они сказали: «Слова каждого принимаются и отвергаются, кроме Мухаммада ﷺ».

Если до нас дошло мнение аш-Шафи’и, или Малика, или Ахмада, или Абу Ханифы, или ал-Лейса и оно соответствует словам пророка ﷺ, то следует их принять, и не важно, кто именно высказал это мнение.

Ни один ученый не заявлял о том, что он ничего не упустил! Нет такого ученого, который ничего из сунны не упустил.

Когда спросили имама Ахмада: «Возможно ли охватить всю сунну?» На что он ответил: «Это не возможно».
Быть не может такого, чтобы ученый познал всю сунну целиком.

Имам Ахмад что-то упустил, другие имамы что-то упустили.
Сподвижники что-то упустили, не смотря на то, что они жили с пророком ﷺ.

Абу Бакр упустил некоторые вещи, ‘Умар упустил некоторые вещи, и это при их великом положении и достоинстве.

Большие сподвижники не знали некоторые (шариатские) вопросы, что даже сами были (вынуждены) спрашивать.

Обо всем этом говорил имам Ибн аль-Къайим а за ним и имам аль-Къасими в тафсире аята «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними» в своем тафсире «Махасину ат-Таъуиль».

Они также упомянули, что молодые сподвижники иногда знали то, что не знали взрослые.

Ибн ‘Умар иногда противоречил (своему отцу) ‘Умару, зная, что в этом вопросе истина».

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *