170. Пластическая операция в исламе

170. Пластическая операция в исламе

Я хочу сделать хирургическую процедуру . Иссечение рубца на носу . Эта процедура делается у пластического хирурга . В нашем регионе все пластические хирурги мужчины. Да и вообще ,как известно хирурги в основном мужчины . Могу ли я обратиться к врачу мужчине , для того , чтобы он сделал мне операцию на лице. Эта операция не жизненно необходима . Этот шрам не как не угрожает моему здоровью . Мне просто с ним не комфортно ,я комплексую и хочу избавится от него.

Ответ

Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату! Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

В своей основе пластическая операция и то, что связанно с изменением естественного вида лица и тела является запрещенной!

→ ‘АбдуЛла бин Мас’уд, да будет доволен им Аллаh, сказал:

وعبد الله بن مسعود رضي الله عنه أنه قال : سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم يلعن المتنمصات والْمُتَفَلِّجَات للحسن اللاتي يغيرن خلق الله

Я слышал как посланника Аллаh ﷺ проклинал выщипывающих брови и подпиливающих себе зубы для красоты, изменяя тем самым творение Аллаhа.1

≡ Сказал имам ан-Науауи в шархе этого хадиса:

وَأَمَّا قَوْله : ( الْمُتَفَلِّجَات لِلْحُسْنِ ) فَمَعْنَاهُ يَفْعَلْنَ ذَلِكَ طَلَبًا لِلْحُسْنِ

Что касается его слов: «…и подпиливающих себе зубы для красоты…» то их смысл в том, что они это делают, желая красоту. 

≡  Сказал ‘алляма Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллаh:

التجميل نوعان: تجميل لإزالة العيب الناتج عن حادث أو غيره ، وهذا لا بأس به ولا حرج فيه لأن النبي صلى الله عليه وسلم أذن لرجل قطعت أنفه في الحرب أن يتخذ أنفا من ذهب

Пластическая операция для красоты бывает двух видов. Первый вид: Операция для удаления изъяна (т.е реконструктивная хирургия), приобретенного в аварии и тому подобное, это не запрещено и нет проблем, так как посланник Аллаhа ﷺ  разрешил человеку 2, которому оторвали нос в войне, приделать себе нос из золота…
Фатауа Ислямийя 4/412.

≡ Сказал д. ‘АбдуЛла бин Насыр ас-Сулями, да хранит его Аллаh:

القسم الثاني: جراحة التجميل التحسينية. ويقصد بها إجراء العملية الجراحية في بدن الإنسان لتحسين منظره، وتجديد شبابه، وإبراز صورته بمنظر أحسن مما خلقه الله عليه، ومن أمثلة ذلك تحسين الأنف وتجميله بتصغيره طولاً أو عرضاً، وكذا تجميل الثديين بتصغيرهما إن كانا كبيرين، أو تكبيرهما إن كان صغيرين، وكذا تجميل الوجه بشد تجاعيده، وكذا بتقشير جلد الوجه ليبدو أملس رقيقاً أبيض، ومن ذلك أيضاً إجراء العمليات التجميلية لتغيير الجنس وتحويره إلى خلق آخر من ذكر إلى ما يشبه الأنثى أو العكس ونحو ذلك، فكل هذا محرّم لا يجوز، والأدلة على ذلك كثيرة

Второй вид: косметическая операция (эстетическая хирургия). Здесь подразумевается хирургическая операция на тело человека для изменения его внешности, для омолаживания, для придания более прекрасной формы нежели той, что даровал Аллаh. Или к примеру улучшение носа, делая его более красивым путем уменьшения его длины или ширины. Или украшения женской груди, уменьшая их когда они огромные или увеличивая их когда они маленькие. Или подтяжка лица, стягивая ее морщины (хирургическим путем), или счищать кожу (хирургическим путем), чтобы она выглядела более гладкой, нежной и белее. Также пластические операции для смены пола от мужского к подобию женского, или на оборот. Все это не дозволено, харам. Доказательств на это много.

≡ Сказано в академии фикха:

 لا يجوز إجراء جراحة التجميل التحسينية التي لا تدخل في العلاج الطبي، ويقصد منها تغيير خلقة الإنسان السوية تبعاً للهوى والرغبات بالتقليد للآخرين، مثل عمليات تغيير شكل الوجه للظهور بمظهر معين، أو بقصد التدليس وتضليل العدالة، وتغيير شكل الأنف، وتكبير أو تصغير الشفاه، وتغيير شكل العينين، وتكبير الوجنات

Не разрешается (прибегать) к пластической хирургии, которая не входит в лечение (для удаления) изъяна, где изменяют природное состояние человека, следуя в этом за страстями, делая в этом такълид за другими. Как на пример операция по изменению образа лица, (придавая ему) определенную форму, или для маскировки… или изменения носа, или увеличения губ или их уменьшения, или изменения глаз и увеличения щек…

Пластическая операция является дозволенной, а иногда обязательной, если это приводит к удалению изъяна и восстановлению.

≡ Сказал имам ан-Науауи:

وَفِيهِ إِشَارَة إِلَى أَنَّ الْحَرَام هُوَ الْمَفْعُول لِطَلَبِ الْحُسْن , أَمَّا لَوْ اِحْتَاجَتْ إِلَيْهِ لِعِلاجٍ أَوْ عَيْب فِي السِّنّ وَنَحْوه فَلا بَأْس ، وَاللَّه أَعْلَم

В этом указание на то, что харам делать это именно для красоты, а если это делается из-за нужды в лечении или изъяна на зубах и тому подобное, тогда нет проблем. А Аллаhу ведомо лучше.

≡ Сказал ‘алляма Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллаh:

والنوع الثاني: هو التجميل الزائد وهو ليس من أجل إزالة العيب بل لزيادة الحسن ، وهو محرم لا يجوز ، لأن الرسول صلى الله عليه وسلم لعن النامصة والمتنمصة والواصلة والمستوصلة والواشمة والمستوشمة لما في ذلك من إحداث التجميل الكمالي الذي ليس لإزالة العيب

Второй вид: Операция для прибавления красоты (т.е эстетическая хирургия ), но не с целью удаления изъяна, это не дозволяется, запрещено. Так как посланник Аллаhа ﷺ проклял ту, которой выщипывают и ту, которая выщипывает брови, а также ту, которая соединяет волосы и ту, которая просит это сделать, а также ту, которая делает татуировки и ту, которая просит это сделать, так как в этом чрезмерное украшение (сверх того, что уже есть изначально), которое делается не для удаления изъяна.
Фатауа Ислямийя 4/412.

≡ Сказал ‘алляма Ибн Баз:

إذا كانت الجراحة لا تغير شيئاً مما أمر الله ببقائه فلا بأس، فإذا كان التجميل لا يتضمن نقشاً في وجه الإنسان وهو الوشم، ولا يتضمن قطع عضو وإنما ينور الوجه أو ينور البدن أو يعدل ما اعوج كيد فيها عوج لتصلح أو رجل فيها عوج أو أنف فيه خلل يصلح، فلا بأس بذلك أو أسنان فيها خلل تصلح، كطول بعضها أو ميلان بعضها، أو سواد في الشفة أو شيء مما يمكن زواله وحصول الجمال من دون أن يخالف أمر الله في شيء من ذلك، فلا حرج في ذلك والرسول ﷺ نهى عن الوشم ونهى عن الوصل ولم ينه عن التجمل، نعم. إن الله جميل يحب الجمال كذلك إذا كان في إصبع زائدة في الرجل أو في اليد فالصواب أنه لا حرج في إزالتها إذا قرر الطبيب أن إزالتها لا خطر فيها، وهكذا لو كان هناك ورم في وجه أو في يد يمكن إزالته بالعلاج فلا بأس أو بقع سوداء في بدنه أو وجهه تمكن معالجتها، كل هذا لا حرج فيه، لأنه تجميل لا يخالف أمر الله. نعم

Если эта операция не изменяет то, что Аллаh запретил изменять, то нет проблем. Если эта операция не делает нарезки на лице — т.е татуировка (а также) не удаляют органы, а лишь отбеливание лица или тела, или удаляет изъян на руке или ноге, или же удаляет изъян на носу, или удаляет изъян на зубах, как на пример длина некоторых зубов или их искривление, или кариес на зубах, или еще какой-то изъян, который допустимо удалить, то нет проблем. Нет ничего предосудительного, чтобы достичь той красоты в том, что не противоречит приказу Аллаhа. Посланник Аллаhа ﷺ запретил татуировки и наращивать волосы, и не запретил украшаться. Поистине, Аллаh прекрасен и любит прекрасное. Если у человека лишний палец на руке или ноге, то более правильно (в этом вопросе), что не запрещено удалять это, если конечно врач установит, что удаление не представляет угрозу (для организма). Точно также если на лице или руке опухоль, можно удалить ее. Или же на его лице или теле черные пятна, которые также можно удалить… Улучшение не противоречит приказу Аллаh.

≡ Сказано в академии фикха:

يجوز شرعاً إجراء الجراحة التجميلية الضرورية والحاجية التي يقصد منها:

أ- إعادة شكل أعضاء الجسم إلى الحالة التي خلق الإنسان عليها

ب- إعادة الوظيفة المعهودة لأعضاء الجسم

ج- إصلاح العيوب الخَلقية مثل: الشفة المشقوقة (الأرنبية)، واعوجاج الأنف الشديد، والوحمات، والزائد من الأصابع، والأسنان، والتصاق الأصابع إذا أدى وجودها إلى أذى مادي أو معنوي مؤثر.

د- إصلاح العيوب الطارئة (المكتسبة) من آثار الحروق والحوادث والأمراض وغيرها مثل: زراعة الجلد وترقيعه، وإعادة تشكيل الثدي كلياً حالة استئصاله، أو جزئياً إذا كان حجمه من الكبر أو الصغر بحيث يؤدي إلى حالة مرضية، وزراعة الشعر في حالة سقوطه خاصة للمرأة

هـ- إزالة دمامة تسبب للشخص أذى نفسياً أو عضوياً

«По шариату разрешается проводить вынужденную и необходимую пластическую хирургию, если преследуются следующие цели:

a — Вернуть прежний вид органов, в котором был создан человек изначально.

d Вернуть прежнюю функциональность органов.

c —  Удалить врожденный изъян, как заячья губа, сильное искривление носа, родимые пятна, лишние пальцы и зубы, или соединить (эти) пальцы (вместо удаления), если их наличие приводит к физическому или моральному ущербу 

d — Удаления изъянов, приобретенных на пожаре или катастрофах, или в (последствии) болезни и т.д. К примеру (дозволяется) выращивание волос и их имплантация, полное восстановление образа женской груди, когда она пропала полностью, или частичное восстановление по причине его огромного или маленького размера, если (в таком состоянии) груди приводит к болезненным состояниям. Или пересадка волос во время их выпадания, особенно это касается женщин.

e — Удаления безобразного образа человека, если из-за него он получает моральный или телесный вред».

Все то, куда не вмешивается хирургия, не является пластической операцией, следовательно, оно не входит в тему нашей статьи. Исключением является обрезание, прокалывание ушей женщин, женский пирсинг на пупке для супруга (если в этом нет вреда)

Что касается удаления лишних органов на теле, как пальцы к примеру, то по мнению ханафитов разрешается их удалить, если удаление на навредит его здоровью. На этом мнении Мухаммад ибн Ибраhим, Ибн Джибрин и постоянный комитет фетв.

Но другие сказали, что если от лишнего пальца нет вреда, то и удалять его не надо. На этом Ахмад, аль-Къади ‘Ияд аль-Малики, Абу Джа’фар ат-Табари и другие

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.

 


1 Аль-Бухари и Муслим.
2 Речь идет о ‘Афраджи бин Ас’ада. В доисламский период он получил ранение — потерял нос, тогда он поставил себе нос из серебра, но вскоре он начал гнить, тогда посланник Аллаhа повелел ему сделать себе нос из золота. Передал Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и другие. Аль-Альбани в «Ируа» назвал хадис «хасан».

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *