152. Когда можно вставать для человека?

152. Когда можно вставать для человека?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

≡ Шейхуль-ислям Ибн Теймия, да помилуете го Аллаh, сказал:

‏لم تكن عادة السلف على عهد النبى صلى الله عليه وسلم وخلفائه الراشدين، أن يعتادوا القيام كلما يرونه ـ عليه السلام ـ كما يفعله كثير من الناس، بل قد قال أنس بن مالك‏:‏ لم يكن شخص أحب إليهم من النبى صلى الله عليه وسلم، وكانوا إذا رأوه لم يقوموا له، لما يعلمون من كراهته لذلك، ولكن ربما قاموا للقادم من مغيبه تلقيًا له، كما روى عن النبى صلى الله عليه وسلم»» أنه قام لعكرمة»، وقال للأنصار لما قدم سعد بن معاذ‏:‏ ‏»»قوموا إلى سيدكم‏» وكان قد قدم ليحكم فى بنى قريظة لأنهم نزلوا على حكمه‏.‏ والذى ينبغى للناس أن يعتادوا اتباع السلف على ما كانوا عليه على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم، فإنهم خير القرون، وخير الكلام كلام الله، وخير الهدى هدى محمد صلى الله عليه وسلم، فلا يعدل أحد عن هدى خير الورى، وهدى خير القرون إلى ما هو دونه‏.‏ وينبغى للمطاع ألا يقر ذلك مع أصحابه، بحيث إذا رأوه لم يقوموا له إلا فى اللقاء المعتاد‏

وأما القيام لمن يقدم من سفر ونحو ذلك تلقيًا له فحسن‏.‏ وإذا كان من عادة الناس إكرام الجائى بالقيام ولو ترك لاعتقد أن ذلك لترك حقه أو قصد خفضه ولم يعلم العادة الموافقة للسنة فالأصلح أن يقام له؛ لأن ذلك أصلح لذات البين ،وإزالة التباغض والشحناء، وأما من عرف عادة القوم الموافقة للسنة، فليس فى ترك ذلك إيذاء لـه، وليس هـذا القيام المذكور فى قوله صلى الله عليه وسلم‏:‏ ‏»»‏مـن سره أن يتمثل لـه الرجال قيامًا فليتبوأ مقعده من النار‏» فإن ذلك أن يقوموا له وهو قاعد، ليس هو أن يقوموا لمجيئه إذا جاء؛ ولهذا فرقوا بين أن يقال‏:‏ قمت إليه وقمت له

«У саляф, во времена пророка ﷺ и праведных халифов, не было традиции вставать каждый раз, когда они видели его, мир ему, как это делают многие люди. На против, Анас ибн Малик сказал: «Никто не был для них любимее чем пророк ﷺ, и они, когда видели его, не вставали для него, так как они знали его неприязнь к этому».

Но бывало, что они вставали для пришедшего после его (долгого) отсутствия, согласно переданному, что пророк ﷺ встал для ‘Икримы.

И сказал он ансарам, когда прибыл Са’д бин Му’аз: «Встаньте для вашего Господина», а он прибыл для того, чтобы вынести решение по поводу Буна Къурейза, потому что они согласились на его суд.

То, что должны делать люди, это придерживаться того, на чем были саляф во времена посланник Аллаhа ﷺ, и они лучшие века.

Лучшая речь — речь Аллаhа, лучший путь, путь Мухаммада ﷺ. Никто не должен отходить от пути лучшего из людей, от пути лучших поколений.

Тот, которому подчиняются, не должен претворять это со своими друзьями, которые встают для него, когда видят его в обычных встречах.

А что касается вставания для того, кто прибыл из сафара и тому подобном, то хорошее дело. А если обычай людей вставать к тому, кто пришел, и если не встать, примут что это нарушение, и не известна (для них) соответствующая Сунне традиция, то лучше встать, дабы подальше от вражды и ненависти.

А если известно, что народ придерживается Сунны, то оставления вставания не будет расцениваться ущемлением прав.

И это не подобно упомянутому стоянию в хадисе  ﷺ: «Кого радует, что люди вставали для него, пусть займет свое место в огне», но это тот случай, когда ему встают, а он, при этом, сидит.

И этот также не тот случай, когда встают для него лишь потому, что он пришел. Поэтому тут разделяют понятие: «Встать к нему» и «Встать для него/ему». 

Далее шейхуль-ислям сказал, что если не встав, будет фитна, то лучше встать, выбрав наименьшее зло.

Шейх мухаддис аль-Хувейни сказал:

 لا يشرع قيام الجالسين للداخل إلا إذا قصد به الاستقبال، أما أن يقوم مجرد قيام فأكثر العلماء على تحريم ذلك وللإمام النووي رحمه الله له  رسالة في( جواز القيام لأهل الفضل،) وقد رد عليه كثير من العلماء فيها، فهو يرى جواز القيام لأهل الفضل

، لكن نحن عندنا أحاديث صريحة في نهي النبي-عليه الصلاة والسلام-عن القيام، منها: حديث أنس في الصحيح قال: ما كان شخص أحب إليهم من رسول الله صلى الله عليه وسلم، وكانوا إذا رأوه لم يقوموا؛ لما يعلمون من كراهيته لذلك

«Нельзя вставать сидящим, когда кто-то к ним заходит, если только не для встречи (как гостя). Но просто вставать, то большинство ученых запрещают это.

У имама ан-Навави есть рисаля в этом вопросе «Дозволенность вставать для обладателя почета», и многие ученые сделали рад ему в этом, так как он видит дозволенность вставать для обладателя почета…

Но у нас на этот счет имеются хадисы пророка ﷺ, прямо запрещающие ﷺ вставание. И из них хадис Анаса в сахихе: «Никто не был для них любимее чем пророк ﷺ, и они, когда видели его, не вставали для него, так как они знали его неприязнь к этому»».

И поэтому имам ‘Али ибн аль-Джа’д, учитель имама аль-Бухари, не встал для халифа махмуна, повелителя верующих.

Конечно, не все народы понимают эту сунну, и лучше не торопиться с ее практикой, не учитывая настроение людей. Тоже самое говорил шейх Ибн ‘Усеймин, да помилуете его Аллаh.

Иногда предпочитается оставление какой-то Сунны, чтобы закрыть двери к фитне. А знание у Аллаh.

 

Комментарии

  • Мухаммад | Июн 11,2018

    джазакАллагьу хайра

  • Мухаммад Абдуллах | Ноя 20,2019

    Ас-саляму аляйкум брат , если можно с источником бисмиЛлях.

  • Оставить ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *