• +7 928 503 90 90

100. При разногласиях надо вернуться к муджаhидам?

100. При разногласиях надо вернуться к муджаhидам?

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку, его семье, и сподвижникам, а затем:

Всевышний сказал в Своем писании: «А тех, которые усердствуют (джахада) ради Нас, мы непременно поведем Нашими путями»
К сожалению, невежественные люди, как и во все времена, предпринимали попытки истолковать те или иные аяты Корана как им угодно, дабы беспрепятственно реализовать свои идеи и хоть как-то оправдать свои преступления.

На этот раз взяв в довод данный аят они стали утверждать, что при разногласиях среди ученых следует посмотреть на то, чего придерживаются муджахиды.

Такое толкование они приписывают имаму Ахмаду, Ибн аль-Мубараку, и Ибн ‘Уейне, о достоверности такого толкования от них мы поговорим ниже.

Некоторые из них пошли еще дальше, по их мнению, кто не признал их «джихад» является мурджиитом, хотя, какая связь между тем и другим непонятно, но привести на это хоть какой-нибудь источник, или хотя-бы цитату известных теологов и богословов ислама они не в состоянии.

С дозволения Всевышнего разберем этот вопрос по пунктам:

Данный аят был ниспослан до приказа сражаться.

≡ Говорит им ас-Судди [1] :

نزلت هذه الآية قبل فرض القتال

«Этот аят был ниспослан до приказа сражаться»

≡ Сказал имам аль-Къади ‘Ияд:

فهي قبل الجهاد العرفي وإنما هو جهاد عامّ في دين الله وطلب مرضاته

«(Аят) был ниспослан до (приказа) сражаться, и это общий джихад в религии Аллаhа и (в частности) в требовании Его довольства».

Джихад в данном аяте вовсе не означает именно «сражение»

≡ Сказал имам ‘Абдуль Хакъ Ибн ‘Атийя в толковании данного аята:

وقوله {فينا}، معناه في مرضاتنا وبغية ثوابنا

«Смысл слов (Аллаhа): «Ради нас» — т.е ради Нашего довольства и желания Нашей награды». См тафсир Ибн ‘Атийя.

 

≡ Сказал имам ‘Ияш и Ибраhим бин Адhам:

هي في الذين يعلمون

«(Аят был ниспослан) по поводу тех, кто обучал (людей).

≡ Сказал имам Абу Сулейман ад-Дарани:

ليس الجهاد في هذه الآية قتال العدو فقط بل هو نصر الدين والرد على المبطلين وقمع الظالمين، وعظمه الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر، ومنه مجاهدة النفوس في طاعة الله عز وجل وهو الجهاد الأكبر،

«В этом аяте не идет речь именно о джихаде против врагов, здесь речь идет о спасении религии (в целом), о опровержении заблудших, о подавлении беззаконников, о возвеличивании призыва к одобряемому и удержанию порицаемого, а также о джихаде с душой (заставляя ее) подчиняться Всевышнему Аллаhу – а это величайший джихад

≡ Сказала имам аль-Къуртуби:  «Сказал ад-Даххак: «Смысл аята: А тех, которые усердствовали в переселении Мы непременно укрепим на имане»».

≡ Далее сказал имам аль-Къуртуби:  «Сказал ‘АбдуЛла ибн ‘Аббас (в толковании этого аята): «А тех, которые усердствовал в подчинении Нам мы непременно вознаградим»».

≡ Сказал имам аль-Багъауи:

«Сказали (некоторые ученые), что джихад здесь подразумевает терпение в служении (Аллаhу). Сказал аль-Хасан аль-Басри: «Самый лучший джихад – это борьба (со своими) страстями». Сказал Фудейль бин ‘Ияд: «А тех, которые усердствовали (джахада) в требовании знания Мы непременно (поможем) выполнить (то, что они узнали). Сказал Саhль бин ‘АбдиЛля: «А тех, которые усердствовали (джахада) в установлении сунны, мы непременно ведем в рай». Так же сообщается от Ибн ‘Аббаса, сказавший: «А тех, которые усердствовали в подчинении нам, Мы непременно вознаградим»». См Тафсир имам аль-Багъави.

То, что передается от Ахмада, Ибн аль-Мубарака, и Ибн ‘Уейны.

А что касается того, что передается от Ахмада, Ибн ‘Уейны, и Ибн аль-Мубарака, что якобы они сказали: «Если люди разногласят в чем либо, посмотрите на чем муджахиды, поистине, истина с ними! Потому что Всевышний говорит: «А тех, которые усердствуют (джахада) ради Нас, мы непременно поведем Нашими путями» Это упомянул Шейхуль Ислям Ибн Теймийя в своей книге «Джиhад», и другие имамы.

≡ Сам Ибн Теймийя по другому истолковал данный аят, сказал Шейхуль Ислям Ибн Теймийя, комментируя данный аят: «Сказал Му’аз бин Джабаль: «Требования знания – джихад».

Некоторые отнесли этот тафсир к Ахмаду ибн Ханбалю, некоторые к Суфьяну ибн ‘Уейне, сказавший своему ученику ‘Абдулле ибн аль-Мубараку: «Если ты увидел, что люди разногласят, так посмотри же на чем муджахиды».

Более верно, что эти слова произнес именно Ибн ‘Уейна, а ‘АбдуЛла ибн аль-Мубарак передал их от своего шейха Ибн ‘Уейны, а Ахмад, вероятно, передал их от своего шейха – “АбдуЛлы бин аль-Мубарака. Аллаhу известно лучше!

Все же я не буду заявлять о достоверности этих слов, так как к цепочке этой передачи есть много претензий, но смыл этих слов отчасти верен лишь по тому, что в аяте речь о всяком старании на пути Всевышнего.

И даже если согласиться с достоверностью этих слов, то под муджахидами понимаются такие как Ибн аль-Мубарак, ‘Умар ибн ‘Абдуль’Азиз, Ибн Теймийя, и другие ученые, а не невежды, не понимающие с кем воюют и ради чего воюют!

И потом, речь идет не именно о муджахидах как таковых, речь идет о ученых, потому что Всевышний сказал: «Спрашивайте обладателей знания, если вы не знаете».

Данный аят более объемлющий 

Данный аят говорит о усердии в служении Всевышнему Творцу, и здесь не идет речь о конкретном поклонении.

≡ Сказал имам аль-Къуртуби: «Этот (аят) затрагивает всякое подчинение (Всевышнему)».

≡ Сказал имам аль-Къади ‘Ийяд: «Это общий джихад в религии Аллаhа и (в частности) в требовании Его довольства».

В заключение скажу: даже если подразумевать муджаhидов, то это Ибн аль-Мубарак, Ахмад, Ибн Теймия и им подобные имамы муджаhиды этой уммы.


Хвала Аллаху Господу миров


[1] Великий табиин Исма’иль ас-Судди аль-Куфи, брал знания от сподвижников: Анас, Ибн ‘Аббас.

У него брали знания Суфьян ас-Саури, аль-Джаррах, и другие.

 

Добавить комментарий