Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

Последнее обновление на 30 Апр 2022

592. vidy shafaata mezhdu shirkom i novshestvom - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем…

Приведу вам отрывок из нашей работы:

[Наши оппоненты говорят, а именно уважаемый шейх Салих аль-Фаузан, Салих али аш-Шейх и другие, что мушрики, христиане и остальные просили у могил, говоря: «О такой-то, попроси Всевышнего, чтобы Он помиловал нас». 

Мы скажем: ширк христиан сразу в нескольких пунктах, и ни в одном из них нет обсуждаемой нами картины.

1. Их первый ширк: христиане не знают, где могила Иисуса, мир ему, но все равно взывают, и поскольку Иисус, мир ему, не обладает качеством все слышать, получается, они придали ему божественный атрибут, что является ширком.

• Сказал Бакр Абу Зейд:

سؤال حي لميت وهو غائب عن قبره بأن يدعو الله له، وهذا النوع لا يختلف المسلمون بأنه شرك أكبر، وأنه من جنس شرك النصارى في مريم وابنها ـ عليهما السلام ـ بدعائهما

«Просьба живого к мертвому, когда он находится не у могилы, прося его, чтоб тот попросил Аллаhа, мусульмане не разногласят, что это является одним из видов большого ширка, а также, что это вид ширка людей писания в отношении Марьям и ее сына, мир им обоим».

2. Их второй ширк: подавляющее большинство христиан, (кроме Иегова) просят Иисуса и деву Марию не для того, чтобы они попросили Всевышнего, а для того, чтобы они помогли им самостоятельно, чтобы отвели от них зло, или получили от них добро.

Это подтверждает и шейхуль-ислям Ибн Теймийя: «Одним из самым великим ширком является то, когда человек делает истигъасу к мертвому или живому… когда он взывает к ним в трудное время, говоря: О мой Господин! Словно он требует от него отведение вреда и получение блага. Это то, что делают христиане в отношении Мессии (‘Иса), его матери, их ученых и монахов…»

  Screenshot
Ibn Tejmijja o vzyvanii 3 - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством Также он сказал: «А что касается человека, которого постигла беда, или испугался чего-то, и попросил спасения у своего шейха, прося у него укрепить его сердце в тот момент, то это ширк. Это часть религии христиан«.

  Screenshot
Ibn Tejmijja i vzyvanie 4 - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

3. Их третий ширк: христиане убеждены, что Иисус и Мария имеют изначальное право для заступничества, а это тоже ширк. Ведь если посчитать, что для заступничества не нужно разрешение Господа, тогда здесь уравнивание Господа с творением. Здесь отпускают Всевышнего на земные законы. На земле заступник или ходатайствующий не спрашивает разрешение у того, перед кем ходатайствуют, он заступается по своей воле, вот в этом и есть принципиальное отличие шафа’ата перед творениями и Творцом. И именно по этому Всевышний сказал: «Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют? Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком».

Т.е они уподобили творение Творцу. А уподобление здесь в том, что заступничество по земным меркам делается без одобрения того, перед кем заступаются, так как заступающийся (ходатай) не зависим от того, перед кем ходатайствуют, он имеет равные права перед ним. Но в случаи со Всевышним это не допустимо!

• Шейхуль-ислям Ибн Теймийя сказал: «А если он скажет: я прошу у него заступиться за меня в этих делах потому, что он ближе к Аллаху чем я, и я обращаюсь к Аллаху (делаю тавассуль к Нему) через него, подобно тому, как обращаются к правителю через его приближённых и помощников…»

  Screenshot

Ibn Tejmijja i tadlis o vzyvanii 2 - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

• ‘Алляма ар-Раджихи сказал в шархе ат-Тахауийя: «Суть: запрещенная шафаа, которую утвердили мушрики и те, кто на них походит, как нововведенцы из людей писания и мусульман, которые утверждают, что (некоторые) творения имеет особое положение у Аллаhа, и поэтому они будут делать шафаат без Его разрешения подобно тому, как люди заступаются между собой…»

  Screenshot

radzhihi i shafaa bi gajri izni 640x397 - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

 

• ‘Алляма Ну’ман аль-Алюси сказал: 

فالشفاعة نوعان: أحدهما — الشفاعة التى نفاها القرآن كالتى أثبتها المشركون ومن ضاهاهم من جهال الأمة والثاني — أ، يشفع الشفيع بإذن الله تعالى، وهي التى اثبتها الله سبحانه

«Шафаат бывает двух видов: первый, который отрицает Коран, и утверждают мушрики и те, кто с ними их числа джахилей этой общины. Второй вид: заступник будет заступаться с дозволения Всевышнего Аллаhа, и тот вид утвердил Аллаh».
≡ См. «Джиляу аль-‘Айнен». стр: 464.

4. Их четвертый ширк: они ждут покровительства от неодушевленных, как кресты, иконки и прочих объектов, олицетворяющих их праведников, что также является ширков. Именно для этого они сделали иконки, олицетворяющие Иисуса и Марию, как это сделал народ Нуха, который слепил скульптуры для Вадда, Сууа’а, Ягъуса, Я’укъа и Насра, напоминающие им о них.

В любом случае никто из них не просил и не просит у могил, чтобы обитатели могил попросили Всевышнего за них, а если и просят это, то исключают разрешение Аллаhа на шафаат, исключают Его роль в шафаат, пусть даже многие из них прямо не заявляют это, но дела выдают их. Никто даже не знает точного местонахождения могил. А Иисус, мир ему, и вовсе не имеет могилы.

Если это понятно, тогда у нас не должны возникать споры, что мушрики не говорят: «О мой шейх, если Всевышний дал тебе права заступничества, то попроси Его помиловать меня». Более того, нет нигде в Коране, чтобы Всевышний назвал это ширком. А сходства того, что делают суфии с тем, что делают христиане, не обязательно должно иметь одинаковый хукм. Между ними сходство частичное, а не идентичное!

А то, что некоторые суфии все же делают то, что делают христиане, что делает их таким-же мушриками, не дает право нам обобщать.

Затем наши оппоненты могут привести два известных аята:

نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَىٰ

Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе

يَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَضُرُّهُمْ وَلَا يَنفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَٰؤُلَاءِ شُفَعَاؤُنَا عِندَ اللَّهِ

Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они — наши заступники перед Аллахом».

Мы скажем

Мы скажем: что касается аята из суры «аз-Зумар», то речь в аяте идет о мушриках, которые взывали к идолам, чтобы они (вернее те, кого они олицетворяли) заступались за них перед Всевышним. Также речь идет о тех, кто поклонялся ангелам и Иисусу.

• Сказал имам ат-Табари: нам рассказал Мухаммад ибн ‘Амр:  нам рассказал Абу ‘Асим: нам рассказал ‘Иса: мне рассказал аль-Харис: нам рассказал аль-Хасан, нам рассказал Уаркъа, все от Ибн Аби НаджихIа, от Муджаhида относительно слов (Аллаhа) « ‹Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе› курейшиты говорили это в отношении своих идолов. А те, кто был до них, говорили это ангелам, ‘Исе бин Марьям и ‘Узейру».

  Screenshot
Tabari o mushrkiah - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

Отсюда мы извлекаем:

  • Христиане взывали к Иисусу на расстоянии, а не у могилы, так как нет у него могилы, следовательно, это ширк, с чем мы тоже согласны.
  • Мушрики поклонялись ангелам, а не взывали на их могилах. У ангелов не бывает могил.
  • Мушрики просили в присутствии истуканов, чтобы те заступались за них перед Всевышним, но истуканы неодушевленный предмет, следовательно, такой вид просьбы ширк, с чем мы также согласны.
  • Мушрики просили обитателей могил заступничества, исключая разрешение Аллаhа на это заступничество.

Как вы поняли, аят не говорит о том случае, когда человек просит обитателя могилы, который слышит его, чтобы тот попросил Всевышнего внушить ему совершать благие деяния, а раз так, тогда этот аят наших оппонентов выходит за пределы обсуждаемой темы. Более того, этот же аят, если прочитать его сначала, сам себя толкует: «Те, которые взяли помимо Него себе покровителей (аулия)». Здесь Всевышний прямо сказал: «…покровителей». А разве тот, кто просит обитателя могилы, чтобы тот попросил Всевышнего берет его в покровители? Спросите сами его, он вам скажет: «Нет!».

• Сказал имам аль-Бугъауи в тафсире этого аята: « ‹Те, которые взяли помимо Него› т.е помимо Аллаhапокровителей (аулия)› т.е идолов… так читал Ибн Мас’уд и Ибн ‘Аббас» 

  Screenshot
Bagaui i dua mushrikov - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

А что касается аята из суры «Юнус»: Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они — наши заступники перед Аллахом» мы скажем, здесь тоже речь идет о истуканах, а не о душах. Ведь в аяте прямо сказано: «…не причиняет им вреда и не приносит им пользы», а души верующих могут принести пользу живым их родственникам, если эти душу будут просить Всевышнего прощения за этого живого родственника. Но это не значит, что это можно просить у них, как сказал шейхуль-ислям.

• Сказал имам ат-Табари в тафсире этого аята:«… они не навредят им и не помогут, ни в дунья, ни в ахира, так как они идолы, которым они поклонялись…»

  Screenshot
Tabari i dua mushrikov 2 - 592. Виды шафаата, между ширком и новшеством

Отсюда мы извлекаем следующее:

  • Мушрики взывали к неодушевленным, которые не слышат их и не видят. Это ширк, с чем мы тоже согласны.
  • Аят не говорит о тех, кто просит покойного у могилы, попросить его Всевышнего.
  • Покойник может принести пользу живому, но не физически, а попросив Всевышнего умертвить этого живого родственника на исламе. И это не по просьбе живого, а по желанию самого покойника. И это не значит, что дозволено просить это у могилы, так как это открывает двери к ширку и удаляет сердце от Всевышнего! Если бы это было дозволенным, то саляфы опередили-бы нас в этом.

Такое-же дело обстоит с аятом:

وَلَمْ يَكُن لَّهُم مِّن شُرَكَائِهِمْ شُفَعَاءُ وَكَانُوا بِشُرَكَائِهِمْ كَافِرِينَ

Никто из их сотоварищей не заступится за них, и они отвергнут своих сотоварищей

Здесь тоже речь идет о идолах, как сказал имам аль-Къуртуби, Ибн Касир и другие муфассиры.

Также аят:

أَمِ اتَّخَذُوا مِن دُونِ اللَّهِ شُفَعَاءَ ۚ قُلْ أَوَلَوْ كَانُوا لَا يَمْلِكُونَ شَيْئًا وَلَا يَعْقِلُونَ

Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют?

Здесь тоже речь об идолах, как сказал Къатада, ат-Табари, аль-Къуртуби, Ибн Касир и другие муфассиры.

  1. Шафа’а к идолам, олицетворяющих ранних праведников.
  2. Шафа’а к ангелам.
  3. Шафа’а к пророкам на расстоянии.
  4. Шафа’а к джинам.
  5. Обожествление Иисуса и Марьям, мир им.

И нет шестого в Коране. А шестое в нашем случае, это просить покойника у могилы, чтобы тот попросил Всевышнего, если Всевышний дал такое право, и именно в этом вопросе ученые разногласят: кто-то считает большим ширком, а кто-то путем к ширку, но никто из ученых ахлю-сунна не разногласит, что такой вид шафаата является новшеством и тем, что может привести к ширку, и об этом у нас будет подробно в ниже приведенных главах].

Просить у покойника шафаат есть ширк, так как шафаат ему еще не дозволен, он будет дозволен лишь в судный день, отсюда и хукм: просьба у мертвого того, чем он не владеет, ширк, и с этим мы согласны.

Но просить мертвого сделать дуа в барзахе не подобно тому, когда у мертвого просят сделать шафаат, ибо для того чтобы душа сделала в барзахе дуа за живых родственников она не нуждается в специальном разрешении, как в случае с шафаатом.

Покойник может делать дуа в барзахе уже изначально, следовательно, просить это дуа ширком никак не может быть, хоть и является нововведением, но требование шафаата в судный день, это требование того, что покойник еще не имеет, следовательно — ширк.

Более подробно в нашей работе: 552. Барзах, могилы, их обитатели и взывание к ним.

 

комментариев 11

  1. Мухаммад 8 Окт 2021

    https://youtu.be/Eg89fLzIMsM ассаляму г!аляйкум брат здесь шейх вообще отрицает разногласия в этом вопросе. Как быть?

    • AR-RAD 15 Окт 2021

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Ошибается шейх.

  2. M 14 Мар 2022

    اسلام عليكم ورحمة الله وبركاته

    Раз уж тема ширка, хоть и не про христиан.
    У меня есть вопрос: нет ведь проблем когда человек взывает к Всевышнему, чтобы отправил в защиту двух ангелов для опреденного человека?

    • AR-RAD 21 Апр 2022

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Не знаю.

  3. M 12 Июн 2022

    Ассаляму алейкум ва рохматуЛлахи ва барокатуг ахи.

    А где довод на то, что мёртвые могут принести пользу [при этом нельзя к ним вызвать]?

    Я наоборот знаю, что мы можем им помочь, сделавшие за них дуа.

    • M 12 Июн 2022

      У мёртвых ведь закончились дела, они в барзах, ждут судного дня, у кого-то могила сжимается, а у кого-то наоборот широкая я весь горизонт и тд. Аллаху Алям

      • Мавлуд 12 Дек 2023

        Конечно закончилсь, этим самым можно открывать двери к ширку, вместо того чтобы их закрыть! ну и что с того что какой то учёный там сказал что это новшество да плевать нам на его мнение когда есть ясные тексты Корана.

  4. Мавлуд 12 Дек 2023

    Салам алейкум, как это не является ширком просьба у мёртвого чтобы он сделал дуа Аллагьу?? В любом случае эти мушрики направляют свой дуа к мёртвому сначало. Даже если допустим, что мёртвый рядом с могилой услышал его зов, но он не может ему ничем помочь уже!! твоя аргументация что раз они просят прощение за живых, то если их просить чтобы они сделали дуа Аллагьу, то они способны этого сделать да? их деяние прекращены уже с этим миром они не могут удовлетворить никакие просьбы, поэтому способность слышать не влечёт за собой способность отвечать!

  5. Мавлуд 12 Дек 2023

    Ты говоришь что они вызывали к идолам да естественно, но идолы были всего лишь их образы потому что человеку легче поклоняться когда перед собой есть что то, если например убрать икону, то христиане не станут поклоняться просто пустоту! Аллагь в другом аяте назвал тех к кому они обращаются подобными рабами им самим, рабы это пророки, ангелы, джинны, праведники кем бы они не были и тут разваливается все сомнении. Не зря Абу Ханифа порицал человека который разговаривал рядом с могилой какого то умершего, тем более эти мушрики просят у них.

  6. Мавлуд 12 Дек 2023

    Ну и что с того что некоторые муфассиры под мёртвыми понимали ни буквально мёртвых, а те чьи сердца мёртвы? не все понимали так как ты утверждаешь, а лишь некоторые многие понимали в буквальном смысле, в этом аяте две моменты а это: те кто слышат, и мёртвые. Аллагь сравнил их с мёртвыми которые не слышат в своих могилах, иначе разделение на это было бы неправильным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *