Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

520. Полезные и вредные знания, их признаки и последствия

Последнее обновление на 8 Ноя 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Что такое «бесполезные знания» ?
2. Что такое «полезные знания» ?
3. Когда знания становятся полезными?
4. Знание — это не многословие, знание — это богобоязненность!
5. Кто истинный обладатель знания?
6. Признаки бесполезных знаний.
7. Признаки полезных знаний.
8. Целью не являются сами знания.
9. Когда Аллаh желает блага своему рабу?


 

Скачать
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

 

Скачать
ВТОРАЯ ЧАСТЬ

 

Скачать
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ

 

Скачать
 ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ

 


520. Poleznye i vrednye znanija ih priznaki i posledstvija - 520. Полезные и вредные знания, их признаки и последствия

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

1.  Что такое «бесполезные знания» ?

→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

اللهم انفعني بما علمتني وعلمني ما ينفعني وارزقني علماً تنفعني به 

О Аллаh! Сделай для меня полезным то, чему ты научил меня, и обучи меня тому, что будет полезным для меня. 
Даруй мне знания и сделай их полезными для меня. 
Передал ан-Насаи и другие от Анаса.

→ Посланник Аллаhа ﷺ в хадисе хасан говорил по утрам:

اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ عِلْمًا نَافِعًا، وَرِزْقًا طَيِّبًا، وَعَمَلًا مُتَقَبَّلًا
О Аллаh, я прошу у тебя полезных знаний, благого пропитания и принятых дел.
Ахмад, Ибн Маджа, ан-Насаи в "аль-Лейль", Ибн Аби Шейба, 'Абду-Раззакъ, ад-Даракъутни и другие от Уммы Салямы. Ат-Табарани от Абу Дарды.

→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

سَلُوا اللَّهَ عِلْمًا نَافِعًا، وَتَعَوَّذُوا بِاللَّهِ مِنْ عِلْمٍ لا يَنْفَعُ

Просите у Аллаhа полезных знаний, и прибегайте к нему от бесполезных знаний.
Ибн Маджаh и Ибн Аби Шейба от Джабира.

→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِن عِلْمٍ لَا يَنْفَعُ، وَمِن قَلْبٍ لَا يَخْشَعُ، وَمِنْ نَفْسٍ لَا تَشْبَعُ، وَمِنْ دَعْوَةٍ لَا يُسْتَجَابُ لَهَا

О Аллаh! Я прибегаю к тебе от бесполезных знаний, не богобоязненного сердца, 
от ненасытной души и от ду'а, которое не принимается"
Муслим от Зейда бин Аркъама. Его также передают от Абу Хурайры и Анаса, да будет доволен ими Аллаh.

≡ Имам ас-Суюти в примечаниях к сунану Ибн Маджи , сказал:

أي لا يهذب الأخلاق الباطنة فيسري منها إلى الأفعال الظاهرة، ويحصل بها الثواب الآجل

«Т.е (эти знания) не исправляют внутренние качества, которые отражаются на поведении человека, за что ожидается скорое вознаграждение».

≡ Имам аль-Мунауи в «Тайсир фи шарх| аль-Джами’ ас-сагъир» сказал:

هو ما لا يصحبه عمل، أو ما لم يؤذن في تعلمه شرعا، أو ما لا يهذب الأخلاق

«Это те знания, которые не сопровождаются делами, или те, которые, согласно шариату, не надо изучать, или те, которые не изменяют характер».

≡ Сказал аль-хафиз Ибн Раджаб:

لكن أقرب منه أن يراد في الحديث المشروح العلم الذي لا عمل معه، فإنه غير نافع لصاحبه، بل ضار له، بل يهلكه، فإنه حجة عليه

«Более верно, что в этом растолкованном хадисе подразумеваются те знания, под которыми нет дел, такие знания бесполезны, более того, они вредные, нет, они губительны, они будут доказательством против него (в судный день)».

≡ Сказал Мула ‘Али аль-Къари:

 قال الطيبي: أي علم لا أعمل به ولا أعلم الناس، ولا يهذب الأخلاق والأقوال والأفعال، أو علم لا يحتاج إليه في الدين، أو لا يرد في تعلمه إذن شرعي

«Сказал ат-Т|ейби: «Т.е такие знания, согласно которым я не действую и не обучаю людей. (Знания) не меняющие нрав, слова и дела. Или знания, в которых нет нужды в рулигии, или знания, в приобретении которых нет шариатского одобрения»».

≡ Сказал имам Ибн Къайим в «аль-Фауаид»:

ونوع لا يحصل به للنفس كمال، وهو كل علم لا يضر الجهل به، فإنه لا ينفع العلم به وكان النبي يستعيذ بالله من علم لا ينفع، وهذا حال أكثر العلوم الصحيحة المطابقة التي لا يضر الجهل بها شيئا، كالعلم بالفلك ودقائقه ودرجاته وعدد الكواكب ومقاديرها، والعلم بعدد الجبال وألوانها ومساحتها ونحو ذلك

«И (второй) вид, это которые не совершенствуют душу, это любые знания, не постигая которых вреда не будет. Пророк ﷺ  прибегал к Аллаhу от бесполезных знаний. Такое же дело обстоит с многими достоверными науками, не изучив которых никакого вреда не последует. К примеру, знания астрономии; его тонкостях, степенях, количествах планет и о их размерах. Или знания о количестве гор, их цветов, площади и т.п.»

≡ Сказал аль-х|афиз Ибн Раджаб:

ومن فاته هذا العلم النافع وقع في الأربع التي استعاذ منها النبي صلي الله عليه وسلم وصار علمه وبالا وحجة عليه فلم ينتفع به لأنه لم يخشع قلبه لربه. ولم تشبع نفسه من الدنيا بل ازداد عليها حرصاً ولها طلباً ولم يسمع دعاؤه لعدم امتثاله لأوامر ربه وعدم اجتنابه لما يسخطه ويكرهه

«Тот, кто упустил полезные знания, тот попадает в четыре вещи, от которых просил защиты пророк ﷺ. Знания (такого человека) имеют губительные последствия, они стали доказательством против него, он не воспользовался ими, так как его сердце не было покорным своему Господу, его душа не насыщается мирскими благами, наоборот, она стала сильнее стремиться к мирскому, а мольбы его, по причине не выполнения приказов Господа и не оставления того, что Он не любит и вызывает Его гнев, остаются без ответа».

≡ Имам Макхуль сказал:

من لم ينفعه علمه ضره جهله

Кому не помогли его знания, навредит его невежество.
См. «Аль-Хильяh» 2/180.

≡ Имам Ибн ‘Уейнаh сказал:

العلم إن لم ينفعك ضرّك


Если твои знания не помогут тебе, они навредят тебе.
См. «Сыфату ас_Сафуаh» 2/54.

≡ Аль-Хатиб аль-Багъдади в «аль-Факъиh» сообщил, что Мухаммад бин аль-Къасим Халляль сказал: «Нет блага в словах, если они не подкреплены делами».

2. Что такое «полезные знания» ?

≡ Сказал имам Ибн Къайим в «аль-Фауаид»:

 العلم نقل صورة المعلوم من الخارج وإثباتها في النفس.. فإن كان الثابت في النفس مطابقا للحقيقة في نفسها فهو علم صحيح.. وهو نوعان
نوع تكمل النفس بإدراكه والعلم به، وهو العلم بالله وأسمائه وصفاته وأفعاله وكتبه وأمره ونهيه

«Знание — это перемещение образа из внешней среды в душу. Если эта занесенная информация в душе соответствует истине, то это правильные знания. Они делятся на два вида: Вид, когда душа с постижением этих знаний совершенствует и действует сообразно. Это знание об Аллаhе, Его именах и атрибутах, Его делах, Его книг, Его приказов и запретов…»

≡ Сказал аль-х|афиз Ибн Раджаб:

 فأصل العلم باللَه الذي يوجب خشيته ومحبته والقرب منه والأنس به والشوق إليه. ثم يتلوه العلم بأحكام اللَه وما يحبه ويرضاه من العبد من قول أو عمل أو حال أو اعتقاد: فمن تحقق بهذين العلمين كان علمه علماً نافعاً وحصل له العلم النافع والقلب الخاشع والنفس القانعة والدعاء المسموع

«Основа знаний об Аллаhе это те знания, которые заставляют бояться Его, любить его, приближают к Нему, тянут к Нему. Затем они дают понимания законов Аллаhа и того, что он любит, чем доволен, из слов, дел, положений и убеждений своего раба. Кто объединил в себе эти две основы, тот приобрел полезные знания, богобоязненное сердце, неприхотливый характер и принимаемые мольбы». 

≡ Сказал аль-хафиз Ибн Раджаб:

العِلم النافع مِن هذه العلوم كلها: ضبطُ نصوص الكتاب والسُّنَّة، وفهْم معانيها، والتقيُّد في ذلك بالمأثور عن الصحابة والتابعين وتابعيهم في معاني القرآن والحديث، وفيما ورَد عنهم مِن كلامٍ في مسائل الحلال والحرام والزهد والرقائق

«Самые полезные знания среди всех наук: это изучение Корана и Сунны, и понимание их смыла на основе асаров от сподвижников и табиинов и тех, кто следует им в понимании Корана и Хадиса. А также изучение высказываний в вопросах х|аляля, х|арама, аскетизма, смягчения сердец…»

≡ Сказал аль-Хасан аль-Басри:

العِلم عِلْمانِ: فعِلمٌ على اللسان، فذاك حجَّة الله على ابن أدم، وعِلمٌ في القلب، فذاك العِلم النافع
"Знания бывают двух видов: знания на языке - это аргумент Аллаhа против сына Адама, и знания в сердце - это и есть полезные знания".

3. Когда знания становятся полезными?

≡ Сказал аль-х|афиз Ибн Раджаб:

فمتى كان العِلم نافعًا، ووَقَر في القلب، فقد خشَع القلب لله، وانكسر له، وذلَّ هيبةً وإجلالًا وخشية، ومحبَّة وتعظيمًا، ومتى خشَع القلب وذلَّ وانكسر له، قنعت النفسُ بيسير الحلال مِن الدنيا وشبعت به، فأوجب لها ذلك القناعة والزهد في الدنيا

«Если знания были полезными и глубоко запечатленными в сердце, то такое сердце будет смиренным перед Аллаhом, оно будет покорным ему. Оно унизиться перед Ним с почтением, страхом, любовью и возвеличиванием. Когда сердце будет унижено перед Ним и покорным Ему, оно будет довольствоваться малым из дунья и насытится тем, что имеет, и тогда Он дарует такому сердцу еще больше умеренности и аскетизма в дунья».

≡ Сказал аль-хафиз Ибн Раджаб, описывая земной рай:

وهي معرفة الله ومحبَّته، والأنس به، والشوق إلى لقائه، وخشيته وطاعته، والعِلم النافع يدلُّ على ذلك، فمَن دلَّه عِلمُه على دخول هذه الجَنَّة المعجَّلة في الدنيا فاز بالجَنَّة في الآخرة

«Это познание Аллаh и Его любовь, стремление к Нему, жажда встречи с Ним, страх и любовь к нему. Полезные знания указывают на все это. Чьи знания привели его к этому земному раю, тот преуспел и зайдет в рай в последней жизни».

А ведь как часто мы наблюдаем, как требующие знания не меняют свой плохой нрав, не меняются в поведении, а иногда приобретают еще худший нрав: злословят, обманывают, грубят, глумятся, высокомерно себя ведут, задыхаются в зависти и злобе! Упаси Господь!

4. Знание — это не многословие, знание — это богобоязненность!

Всевышний сказал в суре «аль-Анфаль»:

«О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас».

Ибн аль-Къайим в «аль-И’лям» сказал: «Фуркъан — это нур, с помощью которого раб различает истину и ложь. Чем ближе его сердце к Аллаhу, тем полноценней его нур».

→ Передал имам Ах|мад в «Аз-Зуhд», Ибн Х|иббан в «Раудатуль-‘Укъаля» и Ибн Батт|аh в «Ибт|алю Х|ияль» от Ибн Мас’уда (رضي الله عنه), сказавшего:

 لَيْسَ الْعِلْمُ لِلْمَرْءِ بِكَثْرَةِ الرِّوَايَةِ وَلَكِنَّ الْعِلْمَ الْخَشْيَةُ
Знание, это не многочисленные передачи, знание, это богобоязненность

≡ Имам Малик сказал:

 ليس العلم بكثرة الرواية، وإنما هو نور يضعه الله في القلب
Знание, это не многочисленные передачи, знание - это свет, который Аллаh вселяет в сердца.
См. "Сыфату ас-Сафуаh" 2/504.

? Имам аз-Заhаби у себя в «ас-Сияр» привел слова Имама аш-Шафи’и который сказал:

العلم ما نفعَ، ليس العلم ما حُفِظ
Знание - это не то, что было (просто) вызубрено (наизусть), а то, что принесло пользу (богобоязненность).

Т.е многочисленность слов, передач, рассказов, выступлений, еще не говорит о том, что человек действительно понимает религию. Сегодня уровень знания определяются тем, что человек известен своими выступлениями в интернете, а ведь как это далеко от истины! Сподвижники говорили меньше всех, хоть и были самыми знающими после пророков, мир им! Видишь сегодня сотни групп, переполненные статьями и цитатами, но мало кто берет от этого пользу, не говоря уже о том, чтоб кто-то стал меньше грешить.

→ Передал имам Ибн аль-Мубарак (رحمه الله) в «аз-Зуhд» от Ибн Мас’уда сказавшего:

 كفَى بخشية الله علمًا، وكفى بالاغتِرار بالله جهلًا
Достаточно знания в богобоязненности, и достаточно невежества в обольщении Аллаhом". (В другой версии: "В обольщении человека").

≡ Имам Ахмад говорил:

Основа знаний - это богобоязненность.
   См. Ибн Раджаб в "Фадлюль-'Ильм".

≡ Суфьян ас-Саури сказал:

إنما فُضِّل العِلم لأنه يُتَّقَى به الله، وإلا كان كسائر الأشياء
Достоинства знания в том, что посредством них боятся Аллаh, иначе они бы не отличались от остальных вещей.

Аль-Хатиб аль-Багъдади в «аль-Факъиh» сообщил, что Мухаммад бин аль-Къасим Халляль сказал: «Нет блага в фикъhе без набожности».

5. Кто истинный обладатель знания?

→ Всевышний в суре «Фатир» сказал:

«И боятся Аллаhа лишь знающие рабы Его».

≡ Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя сказал: «Это говорит о том, что каждый, кто боится Аллаhа, знающий, но не каждый, кто обладает познаниями боится Аллаhа».
См. «Аль-Маджму» 7/539.

→ ‘Али  сказал:

يا جماعة العِلم، اعمَلوا به؛ فإنما العالِمُ مَن عمل بما عَلِمَ، فوافَق عمله علمه، وسيكُون أقوامٌ يَحملون العِلم لا يُجاوِز تراقِيَهم، يُخالِف علمهم عملهم، ويُخالِف سريرتهم علانيتهم، يَجلسون حِلَقًا فيُباهِي بعضُهم بعضًا… أولئك لا تصعد أعمالُهم في مجالسهم تلك إلى الله

О люди знания! Действуйте согласно этим знаниям. Ведь ученый это тот, кто поступает согласно своим знаниям, его дела соответствуют его знаниям. Будут такие люди, которые несут знания, однако они не поднимутся выше их ключиц. Их знания противоречат их делам, их тайное противоречит их явному. Они сидят в кружках и хвастаются друг перед другом… это те, чьи дела в их собраниях не поднимаются к Аллаhу.
См. Ибн Раджаб в «Рисаляту Замми аль-Мал уа аль-Джаh» стр. 20.

≡ Абу Бакр аль-Хатиб аль-Багъдади передал по цепочке от ‘Асима ад-Дамрий, от ‘Али  который сказал:

«أَلَا أُنَبِّئُكُمْ بِالْفَقِيهِ حَقِّ الْفَقِيهِ؟ مَنْ لَمْ يُقَنِّطِ النَّاسَ مِنْ رَحْمَةِ اللَّهِ , وَلَمْ يُرَخِّصْ لَهُمْ فِي مَعَاصِي اللَّهِ , وَلَمْ يُؤَمِّنْهُمْ مَكْرَ اللَّهِ , وَلَمْ يَتْرُكِ الْقُرْآنَ إِلَى غَيْرِهِ , وَلَا خَيْرَ فِي عِبَادَةٍ لَيْسَ فِيهَا تَفَقُّهٌ , وَلَا خَيْرَ فِي فِقْهٍ لَيْسَ فِيهِ تَفَهُّمٌ , وَلَا خَيْرَ فِي قِرَاءَةٍ لَيْسَ فِيهَا تَدَبُّر

«Не сообщить ли мне вам о истинном факъиhе? Это тот, кто не вызывает отчаяние у людей относительно милости Аллаhа, кто не допускает для них послабление в запретах Аллаhа, кто не гарантирует безопасность от уловок Аллаhа, кто не променяет Коран ни на что. Нет добра в поклонении, в котором нет фикъhа (знания), и нет блага в фикъhе, в котором нет понимания, и нет блага в чтении Корана, без размышления над ним».

≡ Передал Ибн Баттаh, что ‘Абдулла бин Салям спросил Ка’ба бин Малика : «Кто истинные обладатели знания?» Он сказал: «Это те, которые поступают согласно своим знаниям». Сказал ‘Абдулла бин Салям: «Ты сказал правду».

≡ Мат|ар аль-Уарракъ сказал:

سألت الحسن عن مسألة فقال فيها ، فقلت : يا أبا سعيد يأبى عليك الفقهاء ويخالفونك فقال : ثكلتك أمك مطر وهل رأيت فقيهاً قط وهل تدري ما الفقيه الفقيه الورع الزاهد الذي لا يسخر ممن أسفل منه ولا يهمز من فوقه ولا يأخذ على علم علمه الله حطاما

«Я спросил аль-Х|асана (аль-Басри) об одном вопросе, он дал ответ, затем я сказал: «О Абу Са’ид, факъиhи ( фукъаhаъ — правоведы) не согласны с тобой, и они противоречат тебе в этом» Он сказал: «Да лишится тебя твоя мать, Мат|ар! Видел ли ты когда нибудь настоящих факъиhов? И знаешь ли ты кто такой фикъиh? Фикъиh — это набожный, аскетичный человек, который не смеется над тем, кто ниже его уровнем, и не злословит о тех, кто выше него уровнем, и не берет мирские блага за те знания, которыми наделил его Аллаh»»
См. Аль-Хат|иб в «Аль-Факъиh уа аль-Мутафакъиh» 2/341.

 Слова: «Да лишится тебя твоя мать, Мат|ар!» не являются бранью или проклинанием, это тип оборота речи у арабов. Это как «Типун тебе на язык», или «Разрази меня гром».

≡ Масрукъ сказал:

كفى بالمرء علمًا أن يخشى الله تعالى، وكفى بالمرء جهلاً أن يُعجَب بعلمه

Достаточно в человеке знаний, если он боится Аллаhа, и достаточно в человеке невежества, если он обольщен собой.

≡ Сказал Муджаhид:

"Аль-Факъиh - это который боится Аллаhа, Велик Он и Могуч".
См. "Аль-Хильяh" 2/10.

≡ Один человек сказал имаму аш-Ша’би: «О ‘Алим», на что имам ответил:

 "Ученый - это боящийся (повинующийся) Аллаhа".
См. "Аль-Хильяh" 2/111.

≡ Имам Ях|ья бин Аби Касир сказал:

"Ученый, это который боится (повинуется) Аллаhу".
См. "Аль-Хильяh" 2/454.

≡ Имам Ибраhим Ибн Адhам сказал:

ليس شيء أشد على إبليس من العالم الحليم، إن تكلم تكلم بعلم، وإن سكت سكت بحلم

«Нет ничего сложнее для Иблиса чем кроткий (мудрый) ученый: если он говорит, то на основе знаний, а если молчит, то с мудростью»
См. «Аль-Хильяh» 2/488.

≡ Суфьян ас-Саури сказал:

مَا مِنَ النَّاسِ أَعَزُّ مِنْ فَقِيهٍ وَرَعٍ

«Нет более величественного человека, чем богобоязненный факъиh»
  См. Аль-Хатиб в «Аль-Факъиh уа аль-Мутафакъиh» 2/340.

≡ Сказал имам Ибн ‘Аун:

 سأل الحسن عن رجل فقال رجل يا أبا سعيد الرجل الفقيه قال وهل رأيت بعينيك فقيهاً قط إنما الفقيه الذي يخشى الله عز وجل

«Спросили Аль-Хасана аль-Басри об одном человеке, затем ему сказали: «О Абу Са’ид, этот человек факъиh!» На что аль-Хасан ответил: «Видел ли ты хоть раз своими глазами настоящего факъиhа? Поистине, факъиh, это тот, который боится Аллаhа, свят Велик Он и Могуч»»

≡ Сказал аль-Фудейл бин ‘Ийяд:

 إنما الفقيه الذي انطقته الخشية وأسكتته الخشية إن قال قال بالكتاب والسنة وإن سكت سكت بالكتاب والسنة وإن اشتبه عليه شيء وقف عنده ورده إلى عالمه

«Факъиh это тот, чья богобоязненность заставила его говорить, чья богобоязненность заставила его молчать. Если он начинает говорить, то говорит согласно Корану и Сунне, а если замолчал, то молчит на основе Корана и Сунны, а если ему что-то неясно, то он останавливается возле этого и возвращает это к своему ученому».
См. «Табакъатуль-Ханабиляh» 

≡ Сказал Ибн ‘Уейнаh:

ليس العالم الذي يعرف الخير من الشر إنما العالم الذي يعرف الخير فيتبعه ويعرف الشر فيجتنبه

«Ученый, это не тот, который знает добро и зло, а тот, кто узнал добро и следует ему, узнал зло и остерегается его».
См. «Аз-Зуhд» имама Ахмада 308.

Из приведенного понимается, что нет пользы от знаний шариатской юриспруденции, если человек не остерегается запретов Корана и Сунны, если человек переходит границы дозволенного, если человек не соблюдет то, что вменено ему в обязанность, если он не потупляет взоры и т.д.

6. Признаки бесполезных знаний.

≡ Сказал аль-хафиз Ибн Раджаб в своей работе «Достоинства знания саляф над халяф»:

علامة هذا العلم الذي لا ينفع أن يكسب صاحبه الزهو والفخر والخيلاء وطلب العلو والرفعة في الدنيا. والمنافسة فيها وطلب مباهاة العلماء ومماراة السفهاء وصرف وجوه الناس إليه وقد ورد عن النبي صلى الله عليه وسلم إن من طلب العلم لذلك فالنار النار… وقال عمرو من قال إنه عالم فهو جاهل

«Признаки бесполезных (вредных) знаний, это когда их обладатель хочет похвастаться ими, гордиться ими, проявлять надменность, хочет величавости и знатности в дунья, хочет соревноваться ими, хвастаться перед учеными и спорить с глупцами, желает привлечь внимание людей. Пришло в хадисе пророка ﷺ, что требование всего этого приведет человека в огонь… Сказал ‘Амр: «Кто скажет: “Я ученый”, тот как раз таки джаhиль»».

≡ Далее аль-хафиз продолжил:

ومن علامات ذلك عدم قبول الحق والانقياد إليه والتكبر على من يقول الحق خصوصاً إن كان دونهم في أعين الناس. والإصرار على الباطل خشية تفرق قلوب الناس عنهم بإظهار الرجوع إلى الحق وربما أظهروا بألسنتهم ذم أنفسهم واحتقارها على رؤوس الأشهاد ليعتقد الناس فيهم أنهم عند أنفسهم متواضعون فيمدحون بذلك وهو من دقائق أبواب الرياء كما نبه عليه التابعون فمن بعدهم من العلماء ويظهر منهم من قبول المدح واستجلابه مما ينافي الصدق والإخلاص فإن الصادق يخاف النفاق على نفسه ويخشى على نفسه من سوء الخاتمة فهو في شغل شاغل عن قبول المدح واستحسانه

«Также признаками (бесполезных знаний) является непринятие истины, не следование ей, высокомерие над тем, кто говорит истину, особенно, если тот ниже авторитетом среди людей. А также упорство на заблуждении, боясь, что возвратившись к истине, люди отвернутся от него. Иногда такие люди показательно порицают себя и принижаются перед зрителями, чтобы у (зрителей) сложилось впечатление, что они скромные, за что получают похвалу в свой адрес. Все это из тончайших признаков показухи, как об этом говорили табиины и те, кто последовал за ними. Из слов этих (показушников) видится желание похвалы, что уже противоречит правдивости и искренности. Правдивый, боится за себя лицемерия, боится за себя плохой кончины, его не интересует похвала и одобрение (кого-либо)».

≡ Далее аль-хафиз продолжил описания тех, кто имеет вредные познания:

 فليس له شغل سوى التكبر بعلمه على الناس وإظهار فضل علمه عليهم ونسبتهم إلى الجهل وتَنَقُّصهم ليرتفع بذلك عليهم وهذا من أقبح الخصال وأرداها ومن علمه غير نافع إذا رأى لنفسه فضلا على من تقدمه في المقال وتشقق الكلام ظن لنفسه عليهم فضلا في العلوم أو الدرجة عند اللَه لفضل خص به عمن سبق فاحتقر من تقدمه واجترأ عليه بقلة العلم ولا يعلم المسكين أن قلة كلام من سلف إنما كان ورعا وخشية للَّه ولو أراد الكلام وإطالته لما عجز عن ذلك. كما قال ابن عباس لقوم سمعهم يتمارون في الدين أما علمتم إن للَّه عباداً أسكتهم خشية اللَّه من غير عي ولا بكممشفقون وجلون خائفون فلهذا كان

«Нет у него другого занятия, кроме самовозвеличивания над людьми посредством своих знаний, демонстрированием достоинства своих знаний над ними, принимая остальных за невежественных людей, задевая их, тем самым возвышаясь над ними, все это из самых омерзительных и низких качеств. Тот, у кого бесполезные знания, видит в себе достоинства над тем, кто опередил его высказываниями (работой). Он считает, что он в науках больше него разбирается, или что он на уровень выше него перед Аллаhом, имея исключительные плюсы чем тот, кто опередил его. Он начинает презирать того, кто опередил его, приписывая к нему недостаточность в познаниях. Этот мискин не знает, что кротость в словах у саляф было лишь по причине их набожности и богобоязненности, ведь если бы они пожелали много говорить, то ничто не помешало-бы им это сделать! Как сказал Ибн ‘Аббас, услышав тех, кто соревновался в религии: “Разве вы не знаете, что у Аллаhа есть рабы, которые потеряли речь из-за страха перед Аллаhом, но не из-за болезни или немоты”». 

7. Признаки полезных знаний

≡ Сказал аль-хафиз Ибн Раджаб в своей работе «Достоинства знания саляф над халяф»:

من علامات أهل العلم النافع أنهم لا يرون لأنفسهم حالا ولا مقاما ويكرهون بقلوبهم التزكية والمدح ولا يتكبرون على أحد قال الحسن إنما الفقيه الزاهد في الدنيا الراغب في الآخرة البصير بدينه المواظب على عبادة ربه وفي رواية عنه قال الذي لا يحسد من فوقه ولا يسخر ممن دونه ولا يأخذ على علم علَّمَه اللَه أجراً وهذا الكلام الأخير قد روي معناه عن ابن عمر من قوله وأهل العلم النافع كلما ازدادوا في هذا العلم ازدادوا تواضعاً للَّه وخشية وانكساراً وذلا

«Признаки обладателей полезного знания, это то, что они не относят себя к особому положению или месту, они всем сердцем не одобряют рекомендации и похвалу в свой адрес. Они не проявляют высокомерие ни перед кем. Сказал аль-Х|асан:  “Факъиh — это аскетичный в мирском, стремящийся к ахира, разбирающийся в своей религии и постоянствующий в поклонении своему Господу”. А в другой версии: “Не завидует тому, кто выше него, не издевается над тем, кто ниже него, и не берет за свои знания плату”. Примерный смысл последних слов также передают от Ибн ‘Умара. Из его слов: “Каждый раз, как увеличивается знание у обладателей полезных знаний, увеличивается их скромность, страх, смирение и унижение перед Аллаhом”».

≡ Далее аль-хафиз Ибн Раджаб продолжил:

قال بعض السلف ينبغي للعالم أن يضع التراب على رأسه تواضعاً لربه فانه كلما ازداد علماً بربه ومعرفة به ازداد منه خشية ومحبة وازداد له ذلا وانكساراً ومن علامات العلم النافع أنه يدل صاحبه على الهرب من الدنيا وأعظمها الرئاسة والشهرة والمدح فالتباعد عن ذلك والاجتهاد في مجانبته من علامات العلم النافع فإذا وقع شيء من ذلك من غير قصد واختيار كان صاحبه في خوف شديد من عاقبته بحيث أنه يخشى أن يكون مكراً واستدراجاً كما كان الإمام أحمد يخاف ذلك على نفسه عند اشتهار اسمه وبعد صيته ومن علامات العلم النافع أن صاحبه لا يدعى العلم ولا يفخر به على أحد ولا ينسب غيره إلى الجهل إلا من خالف السنة وأهلها فإنه يتكلم فيه غضباً للَّه لا غضباً لنفسه ولا قصداً لرفعتها على أحد

«Некоторые саляфы говорили: “Ученый должен сыпать на свою голову землю, унижаясь перед своим Господом. Каждый раз, когда он прибавляет в знаниях о Нем, он сильнее боится Его и любит, он становится более смиренным и униженным”. 

Из признаков полезных знаний, это когда их обладатель бежит от дунья. Но больше всего он бежит от возглавления, известности и похвалы. Отдаления от всего этого и старание избегать это, является признаком полезных знаний. И не страшно, если он попал в это (т.е стал известным) без его желания и выбора, вместе с сильным страхом от последствий этого, опасаясь, что это ловушка и постепенная гибель, как опасался этого имам Ахмад, когда его имя приобрело известность.

Из признаков полезных знаний, это когда их обладатель не претендует на звание знающего, не гордится ими перед кем либо, не обвиняет в невежестве кого либо, за исключение тех, кто противоречит Сунне и ее приверженцев, таких он опровергает с ненавистью ради Аллаh, а не ради себя, и не для того, чтоб возвысить самого себя».

≡ Имам Мух|аммад аль-Маруази передал от ар-Раби’а бин Анаса аль-Маруази, сказавшего:

علامة حب الله كثرة ذكره وعلامة الدين الإخلاص لله وعلامة العلم الخشية لله وعلامة الشكر الرضا بقضاء الله والتسليم لقدره

Признаки любви Аллаh (к Своему рабу), это частое поминание (Аллаhа Его рабом). Признак религиозности, это искренность к Аллаhу. Признаки (полезных) знаний, это богобоязненность. Признаки благодарного (сердца), это смирение перед решением и предопределением Аллаhа».
См. «Та’зиму къадри ас-Саляh» имама Мух|аммада аль-Маруази. Стр. 678.

8. Целью не являются сами знания

Огромная масса людей даже не понимают, зачем они требуют знания. Целью не являются знания сами по себе, знания лишь средство, а цель — это использовать из по назначению.

→ Посланник Аллаhа ﷺ сказал:

اللهم انفعني بما علمتني وعلمني ما ينفعني وارزقني علماً تنفعني به
О Аллаh! Сделай для меня полезным то, чему ты научил меня, и обучи меня тому, что принесет мне пользу. 
Даруй мне знания и сделай их полезными для меня".
Ан-Насаи от Анаса.

Наш шейх Халид бин Су’уд в толковании труда «Фадлу-ль-‘Ильми ас-Саляф ‘аля-аль-Халяф» сказал:

«Просьба пророка ﷺ о пользе в знаниях указывает на то, что целью не являются сами знания, целью является то, к чему приводят эти знания: очищения души и улучшение дел».

9. Когда Аллаh желает блага своему рабу?

≡ Передал аль-Бухари и Муслим от Му’авии что посланник Аллаh ﷺ сказал:

مَنْ يُرِدِ اللَّهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّينِ

Кому Аллаh желает блага, он научит его религии

≡ Сказал Бадруддин аль-‘Айни: «То есть даст ему понимание религии».

≡ Сказал Ибн Теймийя:

كُلُّ مَنْ أَرَادَ اللَّهُ بِهِ خَيْرًا لَا بُدَّ أَنْ يُفَقِّهَهُ فِي الدِّينِ ، فَمَنْ لَمْ يُفَقِّهْهُ فِي الدِّين ِ، لَمْ يُرِدْ اللَّهُ بِهِ خَيْرًا 

«Каждый, кому Аллаh желает блага, обязательно получит понимание религии. А тот, кто не получил понимание религии, значит тому Аллаh не желает блага».

≡ Аль-Хасан аль-Басри сказал:

من علامات إعراض الله عن العبد أن يجعل شغله فيما لا يعنيه
"Признаком того, что Аллаh отвернулся от раба, это когда Он занимает его тем, что его не касается"

≡ Саляфы говорили: «Когда Аллаh желает блага Своему рабу, Он дает ему возможность претворять свои знания и оберегает его от споров, а если Аллаh не желает добра, Он не дает ему возможности претворять свои знания, но дает возможность спорить (о религии)».
См. аль-Хафиз Ибн раджаб в «Достоинства знаний саляф» стр. 52.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.


Источники:

«Та’зиму къадри ас-Саляh» — Мух|аммада аль-Маруази (رحمه الله).
«Аз-Зуhд» имама Ибн аль-Мубарака (رحمه الله).
«Аз-Зуhд» — Имама Ах|мада (رحمه الله).
«Аль-Х|илья» — Имам Абу Ну’айм (رحمه الله).
«Аль-Факъиh» — имама Аль-Хат|иба аль-Багъдади (رحمه الله).
«Аль-Маджму» — Шейхуль-Исляма (رحمه الله).
«[Аль-Фауаид» — имама Ибн Къайима (رحمه الله).
«Баяни фадли аль-‘илми ас-саляф» — аль-х|афиза Ибн Раджаба (رحمه الله).
«Рисаляту Замми аль-Мал уа аль-Джаh» — аль-х|афиза Ибн Раджаба (رحمه الله).

 

комментария 4

  1. Ибрахим 25 Янв 2021

    Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятуху
    Шейх, психология является полезным или бесполезным знанием? Дело а том что дочь стала психологом и не слушает никакие наставления от отца мусульманина, считает что всё это манипуляция религией

    • AR-RAD 20 Фев 2021

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Психология, это не сколько знание, а сколько навыки собственной фантазии и поиска приключений.
      Эти «психологи» не знают ничего о душе, они лишь демонстрируют то, что демонстрировали над ними.

  2. Ильфан 4 Июл 2023

    Ассаляму алейкум брат! Когда христиане коверкают значения арабских слов на русском приведите им пример этих же арабских слов из Евангелия.

  3. Абу Бакр 11 Окт 2023

    Ассаламу Алейкум ца рохматуллах

    Пожалуйста, дайте список книг, которые указаны в материале «с чего начать требовать знания» (видео, состоящее из 6 частей, который был опубликован на канале Иршад)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *