Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

281. Что нарушает и не нарушает пост?

Последнее обновление на 7 Апр 2023

281. Chto narushaet i ne narushaet post - 281. Что нарушает и не нарушает пост?

СОДЕРЖАНИЕ

Что нарушает пост единогласно?
1. Еда и питье. (Намерено).

2. Совокупление. (Зная).

3. Мастурбация. (Зная).

4. Намеренно вызванная рвота.

5. Менструальная и послеродовая кровь.

6. Вероотступничество.

7. Потеря сознания.

 

Что не нарушает пост единогласно?
1. Капли для носа, ушей и аэрозоли для рта, но с условием.

2. Таблетки под язык, но с условием.

3. Свечи для влагалища, или другие женские процедуры.

4. Внутриматочные спирали, телескопы и т.д.

5. Процедуры с уретрой.

6. Стоматологические процедуры, но с условием .

7. Полоскание рта и носа, и другие процедуры.

8. Различные инъекции.

9. Кислородная маска.

10. Газообразные препараты и медикаменты.

11. Проникновение вещества через кожу.

12. Установка катетера.

13. Телескоп для кишечника.

14. Биопсия.

15. Телескоп для желудка.

16. Введение вещества в кровь или в спинной мозг.

17. Непреднамеренная рвота.

18. Глотание слюны.

19. Глотание мизерной вещи меж зубов.

20. Пробовать что-то на вкус.

 

Спорные вопросы
1. Еда и питье по забывчивости, ошибке или незнанию.

2. Питательные уколы.

3. Кровопускание. 

4. Намерение прервать пост. 

5. Дым и пары.

6. Интимные вопросы.

7. Потеря сознания.


 

Гл.1
ЧТО НАРУШАЕТ ПОСТ ЕДИНОГЛАСНО?

 

1. Еда и питье

Всевышний сказал в Коране:

وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ۖ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ

Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…
(2.187)

Пришло в хадисе Лакъита бин Сабира:

 أسبِغِ الوضوء، وخلِّ بين الأصابع، وبالِغ في الاستنشاق إلا أن تكون صائمًا

Делай омовение должным образом. Промывай между пальцами. Глубоко промывай нос, если, конечно, ты не держишь пост.
Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и другие.

Также пришло в хадисе :

من نسي وهو صائم فأكل أو شرب فليتم صومه فإنما أطعمه الله وسقاه

Тот, кто по забывчивости поел или выпил, соблюдая пост, пусть продолжает держать свой пост, это Аллаh накормил его и напоил.
Аль-Бухари, Муслима и другие от Абу Хурайры

Ибн Хазм, Ибн Къудама, Ибн Къайим и другие передали единогласие в этом вопросе. И не обязательно, что бы это было именно едой, это может быть кровь, лекарство, листья деревьев, трава, слизь (сопли/мокрота) и так далее.

Что касается слизь (сопли/мокрота),  которая стекает по носоглотке и дальше по горлу вниз, она нарушает пост лишь в том случае, если ее вытащили в ротовую полость а затем снова проглотили. Ее надо либо пропустить дальше по носоглотке и далее в желудок, либо, если уже вытащили в ротовую полость, выплюнуть. 

Явная кровь с десен и зубов следует выплевывать, иначе это может нарушить пост. Единогласие передал имам Ибн Хазм. Если это всего лишь привкус крови, к примеру с десен, то не стоит обращать внимание, даже если слюни слегка окрасились в алый цвет.

Принятие пищи по забывчивости не влияет на пост, подробнее об этом будет в третьей главе этой этой работе.

Есть ли каффары нарушение поста таким образом (т.е не совокуплением)? Здесь ученые разбились на два лагеря:

• Нет на нем каффары. Это мнение ханблитов и шафиитов.

• Нам нем каффара. Это мнение ханафитов и маликитов.

Истина в этом вопросе с первой группой ученых, поскольку нет никакого доказательства в Коране и Сунне на то, что такой человек обязан каффарой.

А аналогия оппонентов с бедуином в хадисе, который совокупился днем в Рамадан недействительна в силу  конкретизации (привязки) причины каффары, упомянутой в хадисе. Т.е пророк ﷺ когда говорил о каффаре бедуина, говорил исключительно в контексте сношения бедуина, и если в фикхе не проводят аналогию между законоположениями предисловий полового акта и между самим процессом полового акта, то принятие еды и половой акт не аналогичны между собой тем более.

Проще: если на предисловие акта не распространяется каффара как распространяется она на сам половой акта, несмотря на то, что первое и второе из одной категории, то каффара не распространяется на принятие пищи/питья тем более.

 

2. Совокупление

Всевышний сказал в Коране:

أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَىٰ نِسَائِكُمْ

Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста

Доводом также служит хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, у аль-Бухари и Муслима, сказавшего:

أَتَاهُ رَجُلٌ  فَقَالَ  يَا رَسُولَ اللَّهِ هَلَكْتُ قَالَ وَمَا أَهْلَكَكَ قَالَ وَقَعْتُ عَلَى امْرَأَتِي فِي رَمَضَانَ قَالَ هَلْ تَسْتَطِيعُ أَنْ تُعْتِقَ رَقَبَةً قَالَ لَا قَالَ فَهَلْ تَسْتَطِيعُ أَنْ تَصُومَ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ قَالَ لَا قَالَ فَهَلْ تَسْتَطِيعُ أَنْ تُطْعِمَ سِتِّينَ مِسْكِينًا ؟ » قَالَ لَا قَالَ اجْلِسْ فَجَلَسَ فَأُتِيَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِعَرَقٍ فِيهِ تَمْرٌ وَالْعَرَقُ الْمِكْتَلُ الضَّخْمُ ، قَالَ : » تَصَدَّقْ بِهِ » فَقَالَ : مَا بَيْنَ لَابَتَيْهَا أَحَدٌ أَفْقَرَ مِنَّا ، قَالَ فَضَحِكَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حَتَّى بَدَتْ أَنْيَابُهُ ، قَالَ فَخُذْهُ فَأَطْعِمْهُ أَهْلَكَ

Когда мы сидели у посланника Аллаhа ﷺ к нему пришел один человек и сказал: «»Я погиб, о посланник Аллаhа! Пророк ﷺ спросил: «Что погубило тебя?» На что тот ответил: «Я совокупился с женой (днем) в Рамадан». Он ﷺ сказал: «Есть ли у тебя раб, чтобы освободить его?» Тот сказал: «Нет». Он ﷺ сказал: «Сможешь ли ты поститься два непрерывных поста?» Тот сказал: «Нет» Он ﷺ сказал: «Сможешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?» Тот сказал: «Нет». Тогда он ﷺ сказал ему: «Садись», тот сел. Затем пророку ﷺ принесли огромную корзину фиников, и он сказал: «Возьми это и раздай милостыню». На что тот ответил: «Нет в этом городе (т.е в Медине) кого-либо беднее меня». Тогда пророк ﷺ засмеялся, что были видны его передние зубы и сказал: «Тогда возьми это и накорми свою семью».

По единогласному мнению ученых, кто осознанно совокупился днем в Рамадан, неважно завершенный был половой акт или нет, со своей женщиной или нет, он должен возместить этот день и на нем каффара. Единогласие передали Ибн аль-Мунзир, Ибн Хазм, Ибн Къудама, Ибн Теймийя и другие.

Минимальное значение совокупления считается хотя-бы одно проникновение (достаточно проникновение головки).
≡ См. Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 7/156, и ан-Науауи в «аль-Маджму» 2/152.

Доказательством чему служит хадис:

إذَا جَلَسَ بَيْنَ شُعَبِهَا الأَرْبَعِ ثُمَّ جَهَدَهَا فَقَدْ وَجَبَ عَلَيْهِ الْغُسْلُ

Если он уселся между ее ног и затем вошел в нее, то стало обязательным для них полное омовение.
Абу Хурайры у аль-Бухари и Муслима

Если в нее зашла лишь часть головки, то пост мужа не нарушается а жены нарушается, и нет на них каффары.

Сказал имам ан-Науауи:

Если женщина совокупилась, то ее пост нарушается с проникновением в нее даже части головки. Это не является полноценным совокуплением, но пост она свой теряет.

Если он просто провел членом по ее клитору и половым губам, то это не нарушает, ни их пост, ни их полное омовение, и нет в этом разногласия.
См. Ан-Науауи в «Аль-Маджму» 2/150.

Но остерегаться этого надо безусловно, ведь велика вероятность перевозбуждения, в таком состоянии человек себя не контролирует. 

Если он вошел в нее с презервативом или надавил своим органом в ее вагинальное отверстие через ее тонкое платье и таким образом засунул головку, то у ученых на этот счет три мнения:

1: Большинство ученых на том, что это портит омовение и пост. Это более верно у шафиитов. На этом часть ханафитских, маликитских и ханбалитских ученых.

2: Ханбалиты на том, что не портит. Ибн Къудамы считает, что портит.

3: Если плотная материя, где вагинальная влага не попадает на его орган, где его орган не чувствует тепла ее влагалища, то не портит. На этом шафиитские ученые, из них Абу аль-Къасим ар-Рафи’и. На этом также  ханафитский ученый Ибн Нуджейм. На этом и маликитские, как Шамсуддин ат-Тарабилси аль-Магъриби и другие.

А если совокупление было в задний проход, несмотря на то, что это величающий грех в любом случае, то согласно четырем мазхабам на нем каффара.  Некоторые сказали, что надо лишь возместить нарушенный пост и нет на нем каффары потому, что это не является традиционным, естественным совокуплением.

Оральный секс не является совокуплением как таковым. Нет запрета на оральный секс днем в Рамадан (не до извержения). Но избегать его следует безусловно, так как это приведет к извержению или совокуплению.

Кто совокупился несколько раз в разные дни в Рамадан, то по одному мнению на нем каффараh за каждый день, этого мнения придерживается имам Ибн аль-Мунзир у себя в «аль-аусат», а согласно другому мнению на нем одно искупление в общем за все дни. Второе более верно, как сказал уважаемый муфтий КСА.

Каффара в данном случае является следующее: освобождение раба, если нет, то непрерывный двух месячный пост (т.е. если нарушит в где-то в середине, то заново два месяца), если не в состоянии сделать это, тогда кормление шестидесяти бедняков (полтора кг. риса или гречки, или то, что обычно мы кушаем).
На этом четыре мазхаба. Из современных на этом Ибн База, Ибн аль-‘Усеймин, аль-Фаузана, ‘Абдуль ‘Азиза али Шейха и другие. Относительно такого порядка говорили большинство ученых. 

Некоторые ученые сказали, а именно шафииты, что это искупление (каффара) касается только мужчин, другие сказали, что оно касается обоих. Ибн Баз и Ибн ‘Усеймин и большинство ученых сказали, что это искупление касается обоих.

Хайд женщины не влияет на непрерывность двухмесячного поста. Т.е, если на ней каффара в виде двухмесячных непрерывных постов, затем в каждом месяце у нее пошел хайд, то она держит пост после каждого завершения и продолжает поститься, и не надо ей возобновлять непрерывность данных постов. Единогласие на этот счет передал имам Ибн аль-Мунзир и Ибн Теймийя.

Шафиитские ученые добавляют, что если он знал о том, что совокупление нарушает пост, но не знал, что за это есть каффара, то он не освобождается от каффары, ибо незнание каффары этого поступка восполняется его знанием о запрете этого поступка, как сказал ан-Науауи.

Если кто-то вздумал совокупиться с женой в Рамадан и решил обхитрить шариат, испортив пост едой а затем совершить половой акт, то Ибн Къайим ответил на это, что такой обязан каффарой в любом случае, так как каффара не за само разговение днем в Рамадан, а за сам процесс запрещенного полового акта в Рамадан. 

Если кто-то попытается прикрыться поступком Имам Абу аш-Ша’саъ Джабир бин Язид (один из больших табиинов), когда он вернулся с сафара днем Рамадан и совокупился со своей женой, когда та очистилась от хайда днем в Рамадан, то бессмысленно, ибо их совокупление не было запретным, у них не было поста по уважительной причине.

 

3. Мастурбация

Мастурбация самому себе запрещена в любом случае, не считая случая, когда жена мастурбирует мужу или на оборот, если это не днем в Рамадан, из-за опасения эякуляции. 

Для пользы: 542. Разоблачение дозволяющих онанизм (мастурбацию)

Согласно четырем мазхабам: по причине мастурбации днем в Рамадан или прикосновении к жене, поцелуи и т.д. что привело его к эякуляции, он должен возместить пост. А что касается каффары  (как в случае с совокуплением), то согласно большинству ученых: ханафитов, шафиитов и маликитов, он должен лишь возвестить данный день без каффары.

А если человек не знал, что мастурбация с последующим извержение портит пост? В нашем мазхабе два мнения на этот счет, шейхуль-ислям предпочитает то мнение, что человек не обязан возмещать пост, если человек действительно не знал, что это нарушает пост, и доводы шейхуль-исляма выглядят убедительней, как и со стороны текста, так и со стороны усуля. Ибн ‘Усеймин тоже на этом мнении, он сказал:

الحكم أنه لا شيء عليه، لأننا قررنا فيما سبق أنه لا يفطر الصائم إلا بثلاثة شروط: العلم، والذكر، والإرادة، ولكني أقول: إنه يجب على الإنسان أن يصبر عن الاستمناء، لأنه حرام

Нам нем ничего нет, так как мы ранее уже обсуждали и пришли к тому, что пост нарушается при наличии трех условий: знание, помять и желание. Человек должен проявлять терпение и не мастурбировать, потому что оно запрещено.

Шафииты подмечают, что если он знал о запрете но не знал о нарушении поста по этой причине, это не спасает его, но мы считаем это мнение не выдерживающим критику.

 

4. Намеренно вызванная рвота

Пришло в хадисе Абу Хурайры у ат-Тирмизи:

مَنْ ذَرَعَهُ الْقَيْءُ فَلَيْسَ عَلَيْهِ قَضَاءٌ ، وَمَنْ اسْتَقَاءَ عَمْدًا فَلْيَقْضِ
Тот, у кого непреднамеренно вышла рвота , не возмещает пост, а кто вызвал рвоту намеренно, возмещает пост.

Единогласие передал аль-Хаттаби, Ибн аль-Мунзир, Ибн Къудама и другие.

Но не все ученые согласны с этим, из современных шейх Сулейман аль-Ульван, который сказал следующее:

Намеренно вызванная рвота, согласно наиболее достоверному мнению, не нарушает пост. Хадис: «Нарушается пост того, кто намеренно вызвал рвоту» — слабый (ма’люль), и отвергли его ученые Басры и аль-Бухари. И наиболее правильным мнением является то, что намеренно вызванная рвота не нарушает пост. Это мнение Абу Хурейры, Ибн Аббаса, Икримы и группы ученых, и нет достоверного сообщения от пророка ﷺ, что рвота нарушает пост. В хадисе Саубана о том, что пророк вырвал и прервал пост, разногласие. Пришло, что он вырвал и совершил малое омовение. И даже если было сказано о достоверности этого сообшения, все равно это не указывает на то, что он прервал пост.

Что касается мнения Абу Хурайры, то шейх Сулейман прав, такое действительно передают от Абу Хурайры, как это сказал имам ат-Тирмизи и Абу Сулейман аль-Хаттаби:

 روى يحيى بن أبي كثير عن عمرو بن الحكم أن أبا هريرة كان لا يرى القيء يفطر الصائم

Передал Яхья Ибн Аби Касир от  ‘Амра ибн аль-Хакама, что Абу Хурайра не считал рвоту нарушающим пост.

Здесь допущена ошибка, возможно со стороны издания, вместо ‘Умар написали ‘Амр.

Удивительно, хадис о том, что намеренно вызванная рвота портит пост передал тоже Абу Хурайра, и как он может передавать хадис от пророка ﷺ а действовать в противовес? На самом деле в сообщение от Абу Хурайры сказано что обычная рвота не нарушает пост, а не намеренно вызванная рвота, а Аллаhу лучше известно. Это объяснение соответствует тому, что упомянул хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр у себя в «аль-истизкар» сказав:

Му’ауия ибн Саллям и другие передали от Яхьи Ибн Аби Касира, сказавшего: мне сообщил аль-Хакам ибн Саубан, что он слышал Абу Хурайру, сказавшего: «Если кто-то из вас низвергнул пусть не нарушает пост, потому что (рвота это то,) что вышло (из желудка), а не зашло (в желудок) «

Это сообщение поясняет предыдущее сообщение ‘Умара ибн аль-Хакама аль-Мадани, а именно: Абу Хурайра не говорил о намеренно вызванной рвоте. Что касается остальных саляф, которых упомянул уважаемый шейх Сулейман, возможно они говорили о том же.

Затем наш хадис Абу Хурайры имеет серьезной проблемы, он вообще не имеет проблемы в совокупности путей. Он передается по пути от ‘Исы бин Юнуса, от Хишама бин Хассана, от Мухаммада бин Сирина от Абу Хурайры. Здесь все имамы.

Имам ат-Тирмизи сказал: «Мы знаем эту версию только от ‘Иси бин Юнуса» это не означает, что она единственная. Это означает, что именно эту версию встретил ат-Тирмизи. Аль-Бухари тоже сказал, что только эту версию знает. 

Но ведь не только Юнус передал эту версию от Хишама, ее также передает Хафс бин Гъияс, это хафиз, большой имам, и это уже полноценная дополнительная цепочка. Ее передал Ибн Маджа и Абу Я’ля, и ее  удостоверили многие имамы, из них Ибн Хузейма, Ибн Хиббан, ад-Даракъутни, Ибн аль-‘Араби, аль-Мунзири, ан-Науауи, Ибн Теймийя, аз-Заhаби, Ибн Дакъикъ аль-‘Ид, Ибн аль-Муляккъин и остальные. Плюс имам Малик передает от Нафи’а, от Ибн ‘Умара в форме «маукъуф» этот же хадис.

И на этом мнении ‘Умар, ‘Али и Ибн ‘Умар, а некоторые ученые отнесли это мнение к Абу Хурайре тоже, да будет доволен им Аллаh. 

Аль-Бухари говорил как раз о версии ‘Исы от Хишама, а не о Хафса от Хишама.

 

5. Менструальная и послеродовая кровь

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أليس إذا حاضت لم تصل ولم تصم قلن بلى قال فذلك من نقصان دينها

«Разве когда (у женщины) идут менструации она не оставляет намаз и пост?» Они сказали: «Да». Он ﷺ сказал: «Это и есть изъян в религии».
Аль-Бухари, Муслим и другие от Абу Са’ида аль-Худри.

Единогласие передал Ибн Хазм, Ибн Рушд, ан-Науауи, Ибн Теймийя и другие.  Если у нее пошел хайд/нифас днем, должна ли она держать пост дальше или нет? Об этом здесь.

 

6. Вероотступничество

Потерял пост тот, кто стал муртадом днем в Рамадан. Единогласие передал Ибн Къудама, ан-Науауи, аль-Мардауи и другие. Если он вернулся в ислам в Рамадан, то он должен держать оставшиеся посты. А должен ли он возместить те посты, которые он оставил, будучи в вероотступничестве ? По шафиитскому мнению он должен возместить посты, а по ханбалитскому не должен.

Шейхуль-ислям Ибн Теймийя сказал, что если муслим пропустил пост в Рамадан затем стал вероотступником в Рамадан затем, по милости Всевышнего, снова вернулся в Ислям в этот же Рамадан, то он обязан возместить те посты, которые он оставил, когда был еще мусульманином и не обязан возмещать упущенные посты будучи вероотступником, и он должен додержать то, что осталось из Рамадана. На этом же мнении его ученик Шамсуддин Ибн Муфлих. Имам Абу аль-Хасан аль-Мардауи тоже на этом мнении.

Кстати, согласно Ибн Теймийи, закят такой не возмещает тоже, который он оставил, будучи вероотступником.

 

7. Потеря сознания

Умма единогласна в том, что если человек застал Рамадан и затем в начале потерял сознание на весь Рамадан, то такой должен возместить посты как придет в себя и придет в требуемую форму. Не согласился с этим только имам аль-Хасан аль-Басри.

 

Гл.2

ЧТО НЕ НАРУШАЕТ ЕДИНОГЛАСНО?

Было бы правильным выучить все то, что нарушает пост, а затем, отталкиваясь от этого, не путаться в том, что пост не нарушает. Это золотое правило фикха никто не хочет заучить и освоить. Именно по этой причине название данной работы выглядит именно так.

Я приведу заключение исламских академий и институтов и буду дополнять там, где это будет актуально.

Исламская Академия фикха на своей десятой сессии, состоявшейся в 1997 году в Джидде на тему: «То, что не нарушает пост» пишут следующее:

 

قطرة العين، أو قطرة الأذن، أو غسول الأذن، أو قطرة الأنف، أو بخاخ الأنف، إذا اجتنب ابتلاع ما نفذ إلى الحلق

1. Капли в глаза и уши, мытье ушей, капли в нос и аэрозоль в нос, если избегать глотания того, что попадает в горло.

Я добавлю: доказательством этому служит ранее приведенный хадис Лакъита, которому пророк, мир ему и благословение, сказал: » …поласкай нос глубоко , если конечно ты не держишь пост». Из хадиса понимается, что вода может попасть из носа в горло, если полоскать глубоко. Если полоскать неглубоко, то попадание воды можно избежать, как это видно из хадиса. Такое же дело обстоит с глазами. Что касается ушей, то ушная защита не позволяет попасть воде в горло.

 

الأقراص العلاجية التي توضع تحت اللسان لعلاج الذبحة الصدرية وغيرها، إذا اجتنب ابتلاع ما نفذ إلى الحلق

2. Таблетки, которые кладут под язык для лечения стенокардии и других болезней, если избегать попадание (этого вещества) в горло.

Я добавлю: таблетка растворяется и всасывается в ротовой полости сквозь ткань, поэтому слюну нужно выплевывать.

 

 ما يدخل المهبل من تحاميل لبوس ، أو غسول، أو منظار مهبلي، أو إصبع للفحص الطبي

3. Введение суппозитория во влагалище (или маточного кольцо), или ее промывание, или введение в нее вагинального зеркала, или пальца для медицинского исследования.

Суппозитории (лат. suppositōrium «подставка»), свечи — твёрдые при комнатной температуре и расплавляющиеся или распадающиеся при телесной температуре дозированные лекарственные формы, применяемые для введения в полости тела. Wiki.
Или это лекарственные формы/оболочки, куда помещают раствор, что образует в конечном итоге свечу.

Если муж гинеколог, а его сеанс с женой привел к ее возбуждению и не более, то это нарушит лишь ее малое омовение.

 

 إدخال المنظار أو اللولب ونحوهما إلى الرحم

4. Введение в матку гистероскопа, внутриматочную спираль и тому подобное.

Гистероскоп – это эндоскопический прибор, представляющий собой длинную полую трубку с оптической и осветительной системами, благодаря которым осмотр полости матки проводится напрямую «глазом» и дает возможность увидеть полную картину исследуемого участка.
 

ما يدخل الإحليل، أي مجرى البول الظاهر للذكر والأنثى، من قثطرة (قسطرة) أنبوب دقيق أو منظار، أو مادة ظليلة على الأشعة، أو دواء، أو محلول لغسل المثانة

5. То, что вводят в уретру, т.е в мужской и женский мочеиспускательный канал, как катетер (медицинский инструмент в виде трубки), или тонкой трубочки, или биполярный резектоскоп (или уретеропиелоскоп), или теневой материал на лучах, или лекарство, или раствор, для промывания мочевого пузыря.

 

 حفر السن، أو قلع الضرس، أو تنظيف الأسنان، أو السواك وفرشاة الأسنان، إذا اجتنب ابتلاع ما نفذ إلى الحلق

6. Сверление, удаление и чистка зубов, сивак, или зубная паста, если остерегаться того, что может попасть в горло.

 

المضمضة والغرغرة، وبخاخ العلاج الموضعي للفم، إذا اجتنب ابتلاع ما نفذ إلى الحلق

7. Полоскание рта и горла медикаментами для ротовой полости в виде аэрозоля, если остерегаться того, что может попасть в горло.

 

 الحقن العلاجية الجلدية أو العضلية أو الوريدية، باستثناء السوائل والحقن المغذية

8. Кожная, внутримышечная и внутривенная инъекция, за исключением питательных инъекций.
По поводу питательных уколов мы говорим в следующей главе ниже, иншаАлла.

 

غاز الأوكسجين

9. Кислородная маска.

 

 

غازات التخدير البنج ما لم يعط المريض سوائل محاليل مغذية

10. Газообразный наркоз, если, конечно, больной не принял жидкие питательные вещества.

 

 ما يدخل الجسم امتصاصًا من الجلد، كالدهون والمراهم واللصقات العلاجية الجلدية المحملة بالمواد الدوائية أو الكيميائية

11. То, что попадает в организм через кожу, как масла, крема, медицинские пластыри, несущие в себе лекарственные и химические вещества.

 

إدخال قثطرة (قسطرة) أنبوب دقيق في الشرايين لتصوير أو علاج أوعية القلب أو غيره من الأعضاء

12. Введение катетера в артерию для снимка, или для лечения сердечно-сосудистых заболеваний…

 

 إدخال منظار من خلال جدار البطن لفحص الأحشاء أو إجراء عملية جراحية عليها

13. Введение в желудок гастроскопа через его же стенку для осмотра кишечника, или для его оперирования.

 

 أخذ عينات خزعات من الكبد أو غيره من الأعضاء ما لم تكن مصحوبة بإعطاء محاليل

14. Взятие образцов с печени или других органов (т.е биопсия), если конечно это не сопровождалось питательным снабжением (человека).

Биопсия- иссечение кусочка ткани или органа для микроскопического исследования в диагностических целях.

 

 منظار المعدة إذا لم يصاحبه إدخال سوائل محاليل أو مواد أخرى

15. Эндоскоп, если при этом не принимали во внутрь растворы и всякие вещества.

 

 دخول أي أداة أو مواد علاجية إلى الدماغ أو النخاع الشوكي

16. Введение какого-либо вещества в кровь или в спинной мозг. 

 

 

 القيء غير المتعمد، بخلاف المتعمد الاستقاءة

17.  Непреднамеренная рвота, в отличии от преднамеренной.   

 

Далее академия сказала:  «И во-вторых, врач должен советовать больному отложить с упомянутыми образами лечения пока не наступит ифтар, если в этом (для больного) нет вреда».
См. Исламская Академия Фикха. том 9.

Я добавлю пункты:

18. Глотание слюны, которая не покинула рот и не была накоплена (в необычных размерах) не нарушает пост по единогласному мнению ученых. Единогласие передал имам Ибн Хазм.

19. Глотания мизерной вещи меж зубами, которая смешана со слюной, которую невозможно выплюнуть,  не нарушает пост по единогласному мнению ученых. Единогласие передал Ибн аль-Мунзир.

20. Пробовать что-то на вкус. Сказал Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаh:

«Нет проблем пробовать еду на вкус: уксус это или что-то еще, если конечно это не попадет в горло будучи постящимся.
Передал Ибн Аби Шейба и аль-Байhакъи.

 

Гл.3

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Еда и питье по забывчивости и незнанию

Пришло в хадисе Абу Хурайры у аль-Бухари и Муслима:

من نسي وهو صائم فأكل أو شرب فليتم صومه فإنما أطعمه الله وسقاه
Тот, кто по забывчивости поел или выпил, соблюдая пост, пусть продолжает держать свой пост, это Аллаh накормил его и напоил.

Если вдуматься в смысл хадиса, то очевидно понятно, что в нем не идет речь о целостности поста, речь лишь о том, что Всевышний проявил к нему милость и он не заслуживает греха в том, что поел и попил. А нарушается ли пост или нет, то хадис не раскрывает сути. То, что Всевышний накормил раба и освободил его от ответственности принятия еды и питья днем в Рамадан не говорит о том, что раб не обязан возместить этот пост в другой день. Поэтому имам Малик считал, что пост следует возместить. А если скажут, что слова в хадисе: «Пусть продолжает держать свой пост» могут указывать на то, что пост не нарушается, ибо если-бы пост нарушался, то нет смысла говорить: «свой пост», и тем более нет смысла держать его дальше, на это можно ответить аналогией с той, у которой менструации, ведь если они закончились у нее до ифтара, она должна додержать этот пост и возместить его в другой день. Хотя, и в этом разногласие. 

Посланник Аллаh ﷺ сказал:

من أفطر في شهر رمضان ناسياً فلا قضاء عليه ولا كفارة

На том, кто по забывчивости разговелся в месяц Рамадан, нет ни возмещения, ни каффары (искупления).
Передал имам Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и аль-Хаким от Абу Хурайры в форме марфу’.

Хафиз Ибн Хаджар сказал:

Даже если иснад этого хадиса слабый, он годиться для дополнения других иснадов. Уровень этого хадиса как минимум достигает «хасан», пригодного в качестве доказательства. 

А версии у ад-Даракъутни: «И нет на тебе возмещения». Но передатчик этой версии аль-Хакам бин ‘АбдиЛЛя, которого имам ад-Даракъутни назвал его слабым.

Также посланник Аллаh ﷺ сказал в хадисе Ибн ‘Аббаса:

إن الله تجاوز لي عن أمني الخطأ والنسيان وما استكرهوا عليه

Поистине, Аллаh простил моей умме ошибки, забывчивость и то, к чему их принудили.
Передал аль-Байхаки, Ибн Маджа и другие.

Всевышний в суре «Коровы», приводя слова верующих, сказал: «О Господь наш! Не взыщи с нас если мы позабыли или ошиблись…»

Имам аль-Бухари передал, что ‘Ата сказал: «Если он полоскал нос и нечаянно проглотил, то нет проблем с этим».

Доказательства те же, что были приведены  в этом разделе.

Тот, кто сделал сухур/ифтар, думая, что уже настало время, или положился на имама а тот ошибся, должен прекратить принятие пищи/питья сразу и дождаться времени. ИншаАлла он не в грехе, и нет в этом хиляфа. Но нарушается ли его пост? Здесь два мнения:

• Нарушается — говорит имам аш-Шафии и большинство ученых.

• Не нарушается, говорят остальные ученые, из них такие саляфы как Са’ид ибн Джубейр, Муджаhид и аль-Хасан аль-Басри. Затем имамы после них Дауд, Ибн Къудама, ан-Науауи, Ибн Теймийя и другие. Из современных Ибн ‘Усеймин и наш шейх ас-Сухейм. Доказательства второй группы те же, что были приведены в этом разделе. 

Подробнее мы писали здесь: 267. Отпустил пост по ошибке, думая, что уже время.

Если человек по забывчивости начал принимать пищу или пить воду, надо ли такому напомнить? В этом вопросе ученые разбились на два лагеря, и правильное мнение в этом вопросе: не надо ему напоминать.

Подробнее об этом в нашей статье: 631. Постящийся кушает и пьет по забывчивости, надо ли напомнить ему?

 

2. Питательные уколы

Что касается восьмого пункта в списке академии исламского фикха: «Кожная, внутримышечная и внутривенная инъекция, за исключением питательных инъекций», то это достаточно спорный момент. Большинство ученых на том, что это нарушает пост. Доводом у них служит аналогия с принятием еды и питья. Они говорят: глюкоза, витамины, аминокислоты или креатин снабжают организм энергией, что, по сути, делает еда и питье, следовательно, такая инъекция нарушает пост. 

Но по мнению ‘аллямы ‘АбдуЛлы бин ‘Абд аль-‘Азиза аль-‘Акъиля и Мухаммад бин Салиха аль-‘Усеймина, нет доказательство на то, что этот пункт нарушает пост. На этом же мнении шейх Халид аль-Муслих.

Ведь запрет стоит лишь на принятия еды и питья, а аналогия с глюкозой не правильная лишь по тому, что она не является заменой пищи, она является лишь дополнением к основному рациону, а дополнение не может является основой.

Они также говорят: не все то, что попало в кровь или желудок иным путем нарушает пост. 

Другие сказали, что дело вовсе не в питательности, дело в попадании чего-либо через глотку в желудок. Другие отвечают, что не все то, что попало в желудок нарушает пост.

Имейте ввиду, что Ибн ‘Усеймин ранее был на том, что питательные уколы нарушают пост, но затем он пересмотрел этот вопрос и пришел к выводу, которое мы уже озвучили. Другие сказали, что если есть необходимость, то можно прибегнуть к питательным уколам, но на всякий случай стоит возместить пост. На этом Мустафа аль-‘Адауи.

 

3. Кровопускание

В этом вопросе несколько мнений среди имамов этой уммы. Группа считала, что хиджама нарушает пост, другая считала, что не нарушает, третьи считали, что хиджама не нарушает, если к ней прибегли вынужденно, четвертые считали, что есть разница между хиджамой и сдачей крови, другие не видели в этом разницу.

У нас три основных мнения:

Хиджама портит.

На этом мнении ‘Али бин Аби Талиб.

Из имамов: ‘Ата, аль-Ауза’и, Ахмад, Исхакъ, Абу Саур, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан Ибн аль-Мунзир и другие.

Из современных на этом Ибн Баз, Ибн ‘Усеймин, Ибн Джибрин, аль-Фаузан и другие. На этом мнении комитет аль-Ляджна ад-Даима.

Доводом у них служит известный хадис посланника Аллаhа  , который сказал:

أفطر الحاجم والمحجوم

Потерял пост тот, кто делает хиджаму и тот, кому делают.
Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, аль-Хаким и другие от Шаддада бин Ауса. Хадис удостоверил Ибн Хузейма и другие. Аль-Бухари сказал: «Это самый достоверный хадис в этом разделе». Этот же хадис передается от Рафи’а бин Хадиджа, да будет доволен им Аллах.

Ибн ‘Усеймин добавил, что пожертвование кровью и хиджама в этом смысле одинаковы. Ибн Баз немного различал, как мне это показалось внешне с его фетвы. Шейхуль-Ислям склонялся к мнению Ахмада, но затем добавил, что если есть нужда в хиджаме, то постящемуся разрешается сделать ее.

Ибн аль-Джунейд передал от Ибн Ма’ина, что данный хадис майкъуф, т.е это слова самого Абу Хурайры. Но данный хадис передает и ‘Али, Саубан и Ма’къиль бин Ясар и Шаддад бин Ауса, Биляля и ‘Аиши.

Всем эти пути имеют проблемы, и самый лучший из них путь Шаддада ибн Ауса.

Хиджама не портит пост.

Из сподвижников на этом мнении Са’ид ибн Аби Уаккас, Ибн ‘Аббас, Анас, Абу Са’ид аль-Худри, Зейд бин Аркъам, Хусейн бин ‘Али,  ‘Аиша и Умму Саляма.

Из табиинов  ‘Икрима.

Из имамов: Абу Ханифа, Малик и аш-Шафии. 

На этом большинство ученых.

Доводом у них служит хадис Ибн ‘Аббаса:

 احتجم النبي ﷺ وهو محرم واحتجم وهو صائم

Посланник Аллаhа ﷺ сделал хиджаму будучи в ихраме , и сделал хиджаму будучи постящимся.
Аль-Бухари и другие.

Умму ‘Алькъама рассказывала:

Мы были у ‘Аиши с ее племянниками и делали хиджаму будучи постящимися, а она не запрещала.
Аль-Бухари в «ат-Тарих», и у себя в «Сахих».

Са’д бин Аби Уаккъас, Зейд бин Аркъам и Умму Саляма, да будет доволен ими Аллах, делали хиджаму будучи постящимися.
Передал Малик и Ибн ‘Абдиль-Барр от Са’да. ‘Абду-Раззакъ от Зейда бин Аркъама. В иснадах небольшие проблемы.

Ибн Аби Шейба передал, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пост от того, что заходит, а не от того, что выходит».
Ибн Аби Шейба. Подробней см «Фатхуль-Бари». Книга поста.

Имеется ввиду, что во время поста запрещается что-то принимать во внутрь, а не отдавать/терять из-того, что уже в тебе. 

Что касается хадиса: «Посланник Аллаhа ﷺ сделал хиджаму будучи в ихраме , и сделал хиджаму будучи постящимся», то имам Ахмад считал недостоверной последнюю добавку этого хадиса «и сделал хиджаму будучи постящимся».  Но другие имамы, как аль-Бухари, аш-Шафии, считали иначе. Ибн Хаджар у себя в «Аль-Фатх» сказал: «…хадис достоверный, нет в этом сомнений…»

Наша группа ученых добавила, что этот случай в хадисе произошел в прощальном хадже, то есть последние жизни пророка , а хадис «Потерял пост тот, кто делает хиджаму и тот, кому делают», был в год завоевания Мекки, т.е за 2/3 года до этого, следовательноэтот хадис отмененный, как сказал аль-хафиз Ибн ‘Абдиль Бар и Ибн Хазм.

Однако Ибн Хузейма выразил несогласие с этим говоря, что даже если это было в прощальном хадже, то посланнику Аллаhа ﷺ чтоб сделать хадж обязательно надо добираться из Медины в Мекку, а это сафар, следовательно, пророк ﷺ  когда делал хиджаму в прощальном хадже был мусафиром, а мусафиру не запрещается нарушать пост, значит нет проблем и с хиджамой в этот момент. Другие ответили, что хадис внешне говорит о том, что он держал пост на тот момент, и не пришло в хадисе, что он отпустил пост из-за хиджамы.
См «Фатхуль-Бари». Книга поста.

Аби Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха  разрешил постящемуся хиджаму.
Аль-Бухари и Абу Дауд.

Также сказал Анас:

«…но после этого пророк  разрешил постящемуся хиджаму».
Ад-Даракъутни. Все передатчики хадиса из «Сахиха аль-Бухари».

Ибн Аби Шейба передал хадис, который удостоверил Ибн Хаджар, где сподвижник пророка сказал:

Посланник Аллаха ﷺ запретил хиджаму, и не одобрял ее лишь для слабых постящихся. 

Другими словами: хиджама лишает сил, а в момент поста они очень нужны. Хиджама создает проблемы для постящихся. 

Также в хадисе в хадисе Абу Са’ида пришло, что пророк сказал:

Три вещи не нарушают пост: рвота, хиджама и паллюция.
Передал ат-Тирмизи и другие. Ибн Аби Шейба передал его в форме марфу’.

Ат-Тирмизи передал его по иснаду от ‘Абд ар-Рахмана, сына великого табиина Зейда ибн Асляма, от ‘Ата ибн Ясара от Абу Са’ида.

Да, ‘Абд ар-Рахман является слабым у всех мухаддисов, но он не был лжецом, и данный не сильно слабый хадис мы бросаем в общую копилку наших доказательств.

Выводы: хадис хиджамы при посте отмене. Или же запрет не связан с постом, а связан он с здоровьем постящегося. Как минимум в этом вопросе, это нежелательность хиджамы днем Рамадан, именно так поступал Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах.

 

4. Намерение прервать пост.

Сказал имам ан-Науауи, да помилует его Аллаh, у себя в «Аль-Маджму»:

Если он взял пост затем вознамерился испортить его, нарушает ли это пост? Тут два известных мнения: первое мнение, и то, на чем автор (т.е аш-Ширази) и аль-Багъави и другие — это нарушение поста. Второе мнение и то, на чем большинство — не нарушается пост.

 Сказал имам Ибн Къудама:

Кто окончательно решил испортить пост, тот испортил пост. Это очевидно в мазхабе (Ахмада). Это мнение аш-Шафии и Абу Саура.  

На этом также маликиты. Тоже самое сказал Ибн ‘Усеймин и ар-Раджихи.

Сказал шейх Салих аль-Фаузан:

Если это обязательный пост и намерение в нем прервалось, то твой пост нарушен. Заверши этот день воздержанием (от пищи) и возмести его, так как намерение — условие действительности поста. Намерение поститься должно быть непрерывным от рассвета до заката. Пост — это намеренное воздержание от нарушающих постов причин от рассвета до заката, это есть пост. А если пост добровольный, то прерывание намерения в нем не нарушает его, пока ты не поешь или не выпьешь, или не испортишь другим образом. Простое прерывание намерения не нарушает добровольный пост. 

Слова шейха «Заверши этот день воздержанием (от пищи) и возмести его« ханбалитское мнение, но этот иджтихад не вызывает у нас уверенность, тут мнение шафиитов и маликтов ближе к истине.

Простое помышление о нарушении поста, или различные сомнения не влияют на действительность поста, важно учесть именно окончательное решение.

Сказал Ибн ‘Усеймин:

А если он не решился, сомневается, то это предмет разногласия среди ученых. Кто-то сказал: его пост недействителен, так как сомнение противоположно уверенности. Кто-то сказал: нет, не нарушается, так как основа  в том — что намерение продолжает оставаться до тех пор, пока он окончательно не решит прервать его, и я считаю, что это мнение согласно своей силе более достоверно.

Тоже самое сказал Ибн Джибрин, да помилует его Аллах.

Шафииты в сахих мнении и ханафиты считали, что простое намерение никак не влияет на пост, не важно, решился ты или нет, пост нарушают лишь общеизвестные пункты, и это то, к чему склоняется мое сердце.

 

5. Дым и пары.

Вдыхание дыма и непосредственно у источника (курить сигареты, к примеру), или вдыхание густых паров (ингаляция) нарушает пост по мнению четырех мазhабов.

Шейх Ибн Баз не утверждал, что это портит пост, но предостерегал от этого.

Ибн ‘Усеймин, аль-Фаузан и другие.

Некоторые разделили между глотанием дыма/пара и между его нюханьем, так как во втором случае вещество попадает в легкие.

Профессор Халид аль-Муслих и сказал, что нет никакого доказательства на то, что дым и пар нарушает пост. Истину говорит шейх Халид, ведь во времена пророка ингаляция и курение лекарств имело место быть, но нет ни одного сообщения, где это упоминалось-бы в числе нарушающих пост.

 

6. Интимные вопросы.

Тот, кто забыл о посте и совокупился с женой, согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабу: у таких пост не нарушается. На этом мнении Шейхуль Ислям Ибн Теймийя и его ученик Ибн аль-Къайим. Нам этом также имам ас-Сан’ани, аш-Шаукани, Ибн аль-‘Усеймин и Ибн Баз. На этом же мнении шейх Халид аль-Булейhид, с которым я раньше консультировался.

Пост женщины, муж которой завладел ею силой днем в Рамадан не нарушается. Это риваят от Ахмад. На этом Шейхуль-Ислям, также Ибн База и Ибн ‘Усеймин. А по мнению большинства ханафитов, шафиитов, маликитов и в одной из версии у ханбалитов, пост у нее нарушается. На муже каффара а на ней возмещение этого дня.  Но, во всех случаях они оба должны сделать полное омовение.  

Тот, кто не знал о запрете сношения с женой, также ничем не обязан по более достоверному мнению, так как нельзя предъявлять обвинение тому, кто не знал запрета. Об этом я спрашивал наших шейхов. На этом большинство имамов уммы.  Но по мазхабу Ахмада на нем каффара. Но если он знал о запрете, но не знал о виде каффары, то это не освобождает его от ответственности, как сказал имам ан-Науауи.

Доводом этому служит хадис Абу Хурайры: «Когда мы сидели у посланника Аллаhа ﷺ  к нему пришел один человек и сказал: «Я погиб, о посланник Аллаhа!» Пророк ﷺ спросил: «Что погубило тебя?» На что тот ответил: «Я совокупился с женой днем в Рамадан». Он ﷺ сказал: «Есть ли у тебя раб, чтобы освободить его?» Тот сказал: «Нет». Он ﷺ сказал: «Сможешь ли ты поститься два непрерывных поста?» Тот сказал: «Нет» Он ﷺ сказал: «Сможешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?» Тот сказал: «Нет». Тогда он ﷺ сказал ему: «Садись», тот сел, затем пророку ﷺ принесли огромную корзину фиников, и он сказал: «Возьми это и раздай милостыню». На что тот ответил: «Нет в этом городе (т.е в Медине) кого-либо беднее меня». Тогда пророк ﷺ засмеялся, что были видны его передние зубы и сказал: «Тогда возьми это и накорми свою семью».

Как мы видим, бедуин знал о запрете, но не знал о каффаре.

Если было выделение мази (предсеменная жидкость) из-за игр с женой или мастурбации, то у ханбалитов это нарушает пост, а если оно вышло без этих прикосновений, скажем по причине представления, то не портит. А по мнению Абу Ханифы и аш-Шафии не портит абсолютно. И второе мнение правильное, как сказал об этом Шейхуль-ислям Ибн Теймийия и Ибн ‘Усеймин и Ибн Баз. Они сказали, что нет однозначного доказательства в Коране и Сунне на то, что эта жидкость нарушает пост, а проводить аналогию со спермой неправильно.

 

7. Потеря сознания

Согласно ханбалитскому мнению, потеря сознания, ком, и обморок требуют возместить пост и намаз. Причем не важно сколько тот пребывал без сознания. Согласно шафиитскому и маликитскому мнению тоже самое, однако намаз не возмещается. По ханафитской школе, пост возмещается тоже, но намаз возмещается если он был без сознания меньше суток. Согласно ханбалитскому и шафиитскому мнению, человек возмещает пост в том случае, если он потерял сознание до сухура и пришел в себя лишь после него. На этом мнении Ибн ‘Усеймин тоже.

О прощающий, прими наши работы и сделай их пользой для мусульман.

 Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам.


Источники:

  1. «Фикъhу аль-‘Ибадат»  — Организации «ад-Дурар ас-Санийя» во главе с шейхом ‘Аляуи ибн ‘Абдуль Къадир ас-Сакъафа.
  2. «Марказу аль-Фатауа»  — Центр фетв при министерстве исламских дел в Катаре.
  3. «Аль-Ляджна ад-Даима» — Постоянный комитет фетв и исследований КСА.
  4. Академия исламского фикха, том 9.
  5. Фетвы Ибн ‘Усеймина.
  6. ِФетвы Ибн База.
  7. Фетвы аль-Фаузана.
  8. Фетвы ‘АбдуЛлы аль-Мутлакъа и других старейших ученых.

Для пользы:

13. Кормление одного и того же бедняка при возмещении поста

444. Кто может не держать пост? И как возмещать пост?

 

комментариев 56

  1. Аноним 24 Май 2018

    Ас саламу алайкум, брат, ответь пожалуйста портит ли пост попадание в уши? очень все спорят , распространенный вопрос

    • AR-RAD 25 Май 2018

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату. Не портит.

      • Мухаммад 26 Мар 2023

        Ассаляму 1алайкум ва рохьматуЛлох1и ва барокатух1у
        А глотание мокроты портит ли пост?

    • Абидин 13 Окт 2020

      السلام عليكم و رحمةالله و بركاته

      Брат, иммуностиммуляторные уколы и противовоспалительные нарушают пост? Относятся ли они к питательным инъекциям?

      • AR-RAD 14 Окт 2020

        Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛла уа баракату. Не нарушают.

  2. Абу Исмаил 15 Май 2019

    Ассаляму алейкум уа рахматуЛлаhи уа баракатух. В статье указано (цитата): «Оральный секс не является совокуплением как таковым. Нет запрета на оральный секс днем в Рамадан». Исходя из этой цитаты, можно сколько угодно заниматься оральных сексом (вплоть до оргазма) днем в Рамадан, и это не портит пост, и нет этому никакого порицания? Или здесь какая-то ошибка?

    • AR-RAD 15 Май 2019

      Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракатуhу.
      Нет, там не сказано вплоть до оргазма. Но мы добавим ясность, иншаАлла.

  3. Хххxxxxx 15 Май 2019

    Ассаламу алейкум брат .Там написано на счёт мастурбации ,на счёт намеренной рвоты.что это портит пост..На счёт намеренной рвоты там есть разногласие.и Сулейман Ульван говорил что более правильно что это не портит.также Мастурбация не единогласно.Альбани и Ибн Хазм говорили что не портит.На счёт Телескопа есть разногласие

    • Jauzi 16 Май 2019

      Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракатуhу.

      Что касается мастурбации с извержением, нет в этом разногласия среди имамов этой уммы. Никто не сказал,что это не портит пост.

      А по поводу намеренной рвоты, то единогласие передал аль-Хаттаби, Ибн аль-Мунзир, Ибн Къудама и другие. А шейх аль-Ульван не должен идти против имамов этой уммы.

  4. AR-RAD 17 Май 2019

    Уа ‘аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракатуhу.
    Хадис не имеет серьезной проблемы.
    Он передается по пути от ‘Иси бин Юнуса, от Хишама бин Хассана, от Мухаммада бин Сирина от Абу Хурайры. Здесь все имамы.
    А то, что ат-Тирмизи сказал: «Мы знаем эту версию только от ‘Иси бин Юнуса» это не означает, что она единственная. Это означает, что именно эту версию встретил ат-Тирмизи.
    Ведь не только Юнус передал эту версию от Хишама, но и ее передает Хафс бин Гайяс. Это полноценная цепочка у Ибн Маджи и Абу Я’ли, которую удостоверили многие имамы, из них Ибн Хузейма, Ибн Хиббан, ад-Даракъутни, Ибн аль-‘Араби, аль-Мунзири, ан-Науауи, Ибн Теймийя, аз-Заhаби, Ибн Дакъикъ, Ибн аль-Муляккъин, и остальные.
    Плюс имам Малик передает от Нафи’а, от Ибн ‘Умара в форме «маукъуф» этот же хадис.
    И на этом ‘Умар, ‘Али, Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh.
    А аль-Бухари, видимо, говорил как раз о версии ‘Исы от Хишама, а не о Хафса от Хишама.

    Затем шейх Сулейман приписал это мнение к Абу Хурайры, однако имам Ибн ‘Абд аль-Барра передал от Абу Хурайры как раз обратное.

    Вот и конец проблемы, брат мой.

  5. Беркинбек 15 Апр 2021

    Ассаляму алейкум уа рахматулЛах. Так значит можно курить во время поста? На сколько я понял.

    • AR-RAD 15 Апр 2021

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Курить нельзя в любое время.

  6. Человек 17 Апр 2021

    Ассяламу алейкум брат! Нарушает ли пост мастурбация ,если я мастурбировал не зная этого?

    • AR-RAD 17 Апр 2021

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Не знали что именно?

      • Человек 17 Апр 2021

        Не знал то что мастурбация нарушает пост?

      • Человек 17 Апр 2021

        Не знал то что мастурбация утром нарушает пост.
        Поэтому хотел узнать нарушен ли мой пост?

  7. AR-RAD 26 Апр 2021

    В нашем мазхабе два мнения на этот счет, и шейхуль-ислям предпочитает то мнение, что человек не обязан возмещать пост, если человек действительно не знал, что это нарушает пост, и доводы шейхуль-ислямя выглядят убедительней, как и со стороны текста, так и со стороны усуля.
    Ибн ‘Усеймин тоже на этом мнении.

    Но! Если он знал о том, что совокупление нарушает пост, но не знал, что за это есть каффара, то он не освобождается от каффары, ибо его незнание каффары этого поступка восполняется его знанием о запрете этого поступка, как сказал ан-Науауи.

    • Gadjiev Abdul 8 Апр 2023

      Курение нарушает пост ? Или ашка электронная сигарета

  8. Ramil 26 Апр 2021

    Ассаляму алейкум! Буду благодарен, если ответите!
    Если во время поста человек плачет, и он ощутил соленый привкус во рту, затем проглотил эти слюни, пост нарушается у него? Я не помню отчётливо, что капли попадали в рот или нет, но соленый привкус был.
    Нужно ли возмещать пост?1 день или + 60 дней?
    И будет ли за этот день награда, или уже только грех получит человек?

    • AR-RAD 27 Апр 2021

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Просто привкус ни о чем не говорит.
      Два месяца непрерывного поста касается совокупления днем в Рамадан.

  9. Ибрагим 1 Май 2021

    Ас саляму алейкум ахи незнал куда написать пишу сюда. Опять возвращаюсь к вопросу мяса людей писания, на зелло ты отрицал что условие из условий мяса людей питания является забаих зарезывание. Под ссылкой ниже шейх Гунейман это проговаривает очень четко

    https://youtu.be/c3GyIPafZro

  10. AR-RAD 2 Май 2021

    و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته

    На это уже отвечено.
    https://ar-rad.ru/565-kommentarii-k-slovam-shejha-al-gunejmana-po-povodu-mjasa-ljudej-pisanija/html

  11. Muslim 4 Май 2021

    Ассаляму алейкум.
    А если человек в дневное время совершил неверие, затем в этот же день покаялся и вернулся и в Ислам, должен ли он восстановить этот день?

    • AR-RAD 4 Май 2021

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Да, этот пост он должен возместить, и Ибн Къудама сказал, что не знает разногласий в этом вопросе.

  12. Инкогнито 14 Фев 2022

    Ассаламу алейкум ответьте пожалуйста я держал пост в месяце Раджаб но маструлбировал .Будут ли мой пост прерванным ,а если попрошу прошение.

    • AR-RAD 17 Фев 2022

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته

      В этом месяце нет постов.

  13. Даниял 19 Апр 2022

    ас саляму алейкум, братья, портит ли пост «водяная баня» типо как дышать над картошкой?

    • AR-RAD 20 Апр 2022

      Уа аляйкум ассалям. Сомнительно, но мы придерживаемся, что не портит.

    • Bilal 19 Фев 2023

      Асссламу алейкум, можно ли пользоваться сиваком до или после обедпнного времени когда постишься(он же меняет вкус слюны и т д) Или лучшу просто чистить зубы и полоскать рот? Хотя после пасты тоже привкус остаётся

      • AR-RAD 17 Мар 2023

        و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
        Можно, на этот счет огромное количество асаров.

  14. Saata 26 Мар 2023

    А оральный секс женщины , у нее же нет семяизвержения , получается муж может сколько угодно так удовлетворять жену ?

    • AR-RAD 26 Мар 2023

      Оральным сексом женщину не удовлетворить без физического взаимодействия с аэрогенной зоной.
      Имею ввиду: довести до оргазма не получится, следовательно, это не повлияет на пост.

      • Saata 26 Мар 2023

        Брат можно довести девушку оральными ласками до оргазма , клитарного, не вагинального. Нарушит ли это пост ?

        • AR-RAD 26 Мар 2023

          Если вы имели ввиду под «оральным» кунилингус, то разумеется можно довести. Да, это портит.

          • No name 24 Апр 2023

            Нарушится ли пост если делал кунилингус ,без семяизвержения

  15. علي 28 Мар 2023

    Ассаляму алейкум ва разматуллахи ва баракатух. Брат, в сегодняшнее время появились много пацанчиков, которые во время поста закидывают снюс (табачное изделие), это никотиновое изделие выглядит как подушечка с добавлением гашенной извести (аналог распространённого насвая), его кладут под губу, которая разъедает слизистую и никотин поступает в кровь, в следствии чего человек получает лёгкий приток релакса. Вопрос. Аннулируется ли пост при употреблении снюса. Баракаллах фикум

    • AR-RAD 28 Мар 2023

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Если выделение слюны сопровождается явным вкусом, т.е консистенция этого вещества, то скорее аннулирует чем нет.

      • garib 29 Мар 2023

        А если не глотать и промывать рот после употребления

        • AR-RAD 8 Апр 2023

          Большинство ученых считает так.

  16. T.M. 9 Апр 2023

    السلام عليكم ورحمه الله
    Можете прокоментировать то, что сейчас происходит в Дагестане, связанное с выставкой реликвий пророка Мухаммадаﷺ
    Уж не знаю что да как, но больше смахивает на уподобление христианам с их святыми мощами

    • AR-RAD 10 Апр 2023

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Не читал новости.

  17. Zelim 9 Апр 2023

    Ассаляму аляйкум, такой вопрос если человек кладет под губу насвай или курит в ночное время рамадана, но из за этого у него могут появиться язвы(стоматит) во рту, который может кровоточить и например во сне или нечаянно человек может проглотить эту кровь портит ли это пост? Не будет ли считаться что обычный стоматит по естественным причинам прощается, а если человек употребляет харам, то он как бы сам стал причиной этого и пост его не действителен?

    • AR-RAD 10 Апр 2023

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Если явная кровь, т.е он чувствует явный вкус крови, то опасность нарушения поста возрастает.

      • Zelim 10 Апр 2023

        А во время сна если будет глотать?

        • AR-RAD 10 Апр 2023

          Вовремя сна перо с человека поднято.

  18. د 10 Апр 2023

    курение сигарет нарушает пост?

  19. AR-RAD 10 Апр 2023

    У большинства ученых нарушает, но я воздержусь от такого ответа.

  20. chris 13 Апр 2023

    Ассаляму алейкум уа рахматуЛлаги уа баракатугу, брат, а если произошел оральные ласки с женой, и после вышло семя, это каффара на мне? Или возмещаю этот день после рамадана? баракаЛлагуфика

    • AR-RAD 13 Апр 2023

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Возместите пост.

  21. John 14 Апр 2023

    Ассаляму аляйкум варахматуЛлахи вабаракятух, можно ли глотать сок от сивака во время поста?

    • AR-RAD 15 Апр 2023

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Если ярок выраженный, особенно с добавками, то выплевывайте. Если естественный, смешанный со слюной, то там, как правило, сок незначительный.

      • John 16 Апр 2023

        Я набрал полный рот слюней вместе с этим соком, от того что не удобно было сплевывать в тот момент, но в итоге я случайно это все проглотил, и ощутил приличную дозу этого самого сока. И ощущения такие, что я явно проглотил, что-то дополнительное, такое прям ощутимое, которое нарушает пост.

  22. Gold 14 Апр 2023

    اسلام عليكم ورحمة الله وبركاته
    Если жена ласкает половой член руками или орально- нарушается ли пост?
    بارك الله فيك

    • AR-RAD 15 Апр 2023

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Нет, не нарушает.

  23. dro ing 22 Мар 2024

    Ассаляму алейкум!
    Нарушается ли пост от употребление электронной сигареты? Ведь от табачной она отличается тем, что вдыхается не дым, про который разъясняется учёными, а пар?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *