Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

267. Отпустил пост по ошибке, думая, что уже время

Последнее обновление на 26 Мар 2023

267. Otpustil post po oshibke dumaja chto uzhe vremja - 267. Отпустил пост по ошибке, думая, что уже время

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:

В этом вопросе среди имамов сунны существует давнее разногласие. Большинство ученых на том, что если человек отпустил пост, думая, что уже наступил магъриб, но потом выяснилось, что магъриб на самом деле не наступил, он должен возместить пост. Это мнение имама аш-Шафии и ряда ученых. На этом мнении также Ибн Баз и его ученик ар-Раджихи.

Другая же группа считает, что такой человек не должен возмещать, ибо он подобен тому, кто поел днем в Рамадан по забывчивости. На этом такие саляфы как Са’ид Ибн Джубейр, Муджаhид и аль-Хасан аль-Басри.

Затем имамы после них: Дауд, Ибн Къудама, ан-Науауи, Ибн Теймийя и другие.

Из современных Ибн ‘Усеймин и наш шейх ас-Сухейм, и другие машаих.

На этот счет посланник Аллаhа   сказал в своем известном хадисе:

Кто поел днем в Рамадан и попил, то поистине, это Аллаh накормил его и напоил

Доводом второй группы также является сообщение, передаваемое имамом Абу Бакром аль-Байhаки, где Зейд ибн Уахб рассказывал: 

Как-то раз вечерком я сидел в мечети пророка ﷺ  во время ‘Умара, и тут нам принесли бокал с напитком и мы выпили его. Затем облака рассеялись и оказалось, что солнце еще не взошло. Люди стали говорить: «Мы должны возместить этот день». Когда ‘Умар услышал об этом, он сказал: «Клянусь Аллаhом, мы не будем возмещать этот день…»

Но в другом сообщении, приводимом имамом Маликом от Зейда бин Асляма, где ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, приказал возместить этот день. Как мы видим, от ‘Умара два сообщения.

Пришло в сахихе аль-Бухари от Асмы бин Аби Бакр, что они вовремя пророка ﷺ отпустили пост думая, что время же настало, но потом выяснилось обратное.

Сказал Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллаh, комментируя этот хадис:

И он (ﷺ) не приказал им возмещать этот день. Если возмещение в (данном случае) было-бы обязательным, то пророк ﷺ довел-бы это до своей уммы.

Согласно тому, что передал Хишам Ибн ‘Урва от своего отца (сына Асмы бинт Аби Бакр), им не было приказано возмещать пост. Хотя сам ‘Уруа, (передатчик этого хадиса) был как раз на обратном мнении, когда его спросил имам Ма’мар.

Имамы, не видящие возмещение: Муджаhид, аль-Хасан аль-Басри, Ибн Раhавейhи, имам Ахмад (в одной версии от него), аль-Музани и Ибн Теймийя.

Из современных: Ибн аль-‘Усеймин, аль-Баррак и другие. Шейх аль-Баррак добавил: 

من أفطر يعتقد غروب الشمس فصيامه صحيح أما إذا كان شاكا في غروب الشمس فصيامه غير صحيح

Если он отпустил пост будучи убежденным, что солнце закатилось, то пост его действительный, а если он сомневался в закате солнца (и отпустил пост таким образом), то пост его недействителен (т.е он нарушил пост).

Примечание: если кто-то отпустил пост, думая, что уже время ифтара, но затем оказалось обратное, то он должен воздержаться от еды до наступления времени ифтара. Такую фетву выносил Шейхуль Ислям Ибн Теймийя. Из современных шейхов, издавших такие фетвы: Шейх Сулейман аль-Маджид, Мустафа аль-‘Адауи, Зейд аль-Бахри, ‘АбдуЛла ас-Сулями, Салих аль-Муслих и другие.

В заключение воздаем хвалу Всевышнему.

 

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *