Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

259. Возможно ли учиться без институтов?

Последнее обновление на 6 Ноя 2019

259. Vozmozhno li uchitsya bez institutov - 259. Возможно ли учиться без институтов?

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.  А затем:

Одно из глупых современных утверждений, распространяемых студентами, которые не отличаются особой сообразительностью, это их слова:  «Знания получают лишь в институтах или факультетах».

По причине отсутствия понимания у этих студентов, огромное количество мусульман сегодня в неведении. Из-за них многие не учатся и не ссылаются на тех специалистов, которым Аллаh даровал свет знаний!

Эти люди словно вчера родились. Забыли всех сподвижников, табиинов и таби-табиинов, которые брали знания либо в мечети, либо в домах.

Истина в том, что университеты и институты это как упрощенная программа. Раньше не было нужды в университетах. Людей было мало. А сейчас их как морская пена. Вот по этому и придумали учебные заведения.

Основа знаний, что их получают от обладателей знания. Это может происходить в институтах, в мечетях или где-то еще.

Тот, кто не учится и не старается, говоря, что начнет лишь тогда, когда поступит в училище, вот такой и есть бездарность. Такие и в институтах ничего из себя не представляли. Учеба должна быть в любом случае. Не важно, поступил ты, или нет.

Мы иншаАлла приведем доказательства из Корана, Сунны и из жизни саляф, что основа знаний, это мечети и дома.

Некоторые доводы из Корана

Сказал Всевышний:

قَالَ لَهُ مُوسَىٰ هَلْ أَتَّبِعُكَ عَلَىٰ أَن تُعَلِّمَنِ مِمَّا عُلِّمْتَ رُشْدًا
Муса (Моисей) сказал ему (Хадиру): «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?»

Это не происходило в каком-то заведении или собрании. Даже не в мечети. Это вообще было в сафаре. Так как Муса, мир ему, перед этим сказал: «Когда они прошли дальше, он сказал своему слуге: «Подавай наш обед, ведь мы утомились в пути»».

Всевышний сказал:

يَسْتَفْتُونَكَ قُلِ اللَّهُ يُفْتِيكُمْ فِي الْكَلَالَةِ
Они просят тебя вынести решение. Скажи: «Аллах вынесет для вас решение относительно тех, кто не оставляет после себя родителей или детей»

Здесь Всевышний употребил глагол: «ястафтунак» — берут у тебя фетвы. Речь идет о наследстве. А эти фетву взял Джабир у пророка ﷺ. Это происходило в доме Джабира. Даже не в мечети. Не говоря о школе.

Некоторые доводы из Сунны

Хадис №1:

Абу Уакъид аль-Лейси сказал:

بينما رسول الله صلى الله عليه وسلم في المسجد فأقبل ثلاثة نفر، فأقبل اثنان إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم وذهب واحد، فأما أحدهما فرأى فرجة في الحلقة فجلس، وأما الآخر فجلس خلفهم، فلما فرغ رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: ألا أخبركم عن النفر الثلاثة؟ أما أحدهم: فأوى إلى الله، فآواه الله، وأما الآخر: فاستحيا فاستحيا الله منه، وأما الآخر: فأعرض فأعرض الله عنه
«Когда мы сидели с пророком ﷺ в мечети, подошли трое. Двое уселись (с остальными) а третий ушел. Один из-них увидел местечко в кружке и занял его. А другой сел в конце (кружка). И когда посланник ﷺ закончил, он сказал: «Не сообщить ли мне вам об этих троих? Что касается первого, то он обратился к Аллаhу, тогда и Аллаh обратился к нему. Другой постеснялся Аллаhа, и Аллаh постеснялся его. А последний отвернулся, и отвернулся от него Аллаh»».
Аль-Бухари и Муслим.

Здесь божий Посланник (ﷺ) преподает в мечети. Это пророческий обычай.

Хадис №2:

Хадис Джибриля. ‘Умар сказал: Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал:

«Как-то мы сидели около Посланника Аллаха, и тут к нам подошёл человек в совершенно белой одежде и с черными волосами. На нем не было следов путешествия, но никто из нас его не знал. Он уселся прямо напротив Пророка и, упершись коленями в его колени и положив ладони на бедра, сказал: «О Мухаммад! Расскажи мне об исламе…» 

И так далее до конца. Затем в конце пророк (ﷺ) сказал: «О Умар, знаешь ли ты, кто спрашивал меня?» Он ответил ответил: «Аллаху и Его Посланнику это ведомо лучше». Пророк (ﷺ) сказал: «Сам Джибриль пришел к вам, чтобы научить вас вашей религии».

Это обучение религии не проходило в каком-то заведении.

Хадис №3:

Хадис Анаса, который передал Абу Дауд и Ибн Сунни, где посланник Аллаhа сказал (ﷺ):

«Сесть утром с теми, кто поминает Аллаhа с утренней молитвы до восхода солнца, милее для меня, чем освободить четверых детей Исма’иля».

В шархе Шамс аль-Абади упомянул, что сюда входит требование знания. Т.е требование знания в мечети.

Хадис №4:

Известный хадис длинный Абу Хурайры у аль-Бухари:

إِنَّ للَّهِ تَعالى ملائِكَةً يَطُوفُونَ في الطُّرُق يَلْتَمِسُونَ أَهْلَ الذِّكْرِ، فإِذا وَجدُوا قَوْمًا يذكُرُونَ اللَّه عَزَّ وَجلَّ،
«Поистине, у Аллаhа есть ангел, странствующие по дорогам, находясь в поиске совершающих зикр. А когда находят людей, поминающих Аллаh. Велик Он и Могуч, говоря…»

И так до конца хадиса. Ибн Баз и другие в шархе хадиса упомянули, что речь идет кружках требования знаний.

Хадис №5:

‘Укъба ибн ‘Амир передал, что пророк сказал:

أيكم يحب أن يغدو كل يومٍ إلى بطحان أو إلى العقيق، فيأتي منه بناقتين كوماوين في غير إثمٍ ولا قطيعة رحم
«Кто-бы из вас хотел каждое утро отправляться в Бутхан или аль-‘Акъикъ и приводить оттуда по две дорогие верблюдиц?»

Они сказала: «Мы все хотели-бы этого».

Тогда он сказал:

أفلا يَغْدُو أَحَدُكُمْ إِلَى الْمَسْجِد  فَيَعْلَمُ، أَوْ يَقْرَأُ آيَتَيْنِ مِنْ كِتَابِ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ، خَيْرٌ لَهُ مِنْ نَاقَتَيْنِ، وَثَلاثٌ خَيْرٌ لَهُ مِنْ ثَلَاثٍ، وَأَرْبَعٌ خَيْرٌ لَهُ مِنْ أَرْبَعٍ، وَمِنْ أَعْدَادِهِنَّ مِنَ الإبل
«А если кто-то из вас утром отправится в мечеть и прочтет или узнает два аята из Книги Всевышнего, разве не будет это лучше чем две дорогие верблюдицы? А три аята лучше трех…»

Хадис №6:

Имам Муслим передал от Абу Хурайры, что пророк :

ما اجتمع قوم في بيت من بيوت الله , يتلون كتاب الله، ويتدارسونه بينهم، إلا نزلت عليهم السكينة، وغشيتهم الرحمة وحفتهم الملائكة، وذكرهم الله فيمن عنده
«Когда-бы люди не собирались в одном из домов Аллаhа, читая и изучая между собой книгу Аллаhа, как тут-же снисходит на них успокоение. Их охватывает милость (Аллаhа) и Ангелы собираются вокруг них. А Аллаh упомянет их среди своих (ангелов)».

Снова изучение ислама в мечети.

Хадис №7:

Хадис Анаса у ат-Табарани

ما من قوم اجتمعوا يذكرون الله، لا يريدون بذلك إلا وجهه، إلا ناداهم مناد من السماء: أن قوموا مغفورا لكم، قد بدلت سيئاتكم حسنات 
Кто-бы не собрался для поминания Аллаhа, желая этим лишь лик Аллаhа, как голос с небес кажет им: «Ступайте, вам прощено. Я заменил ваши дурные дела хорошими».

В мечети, или где угодно.

Хадис №8:

Абу Умама ат-Табарани и аль-Хаким

 من غدا إلى المسجد لا يريد إلا أن يتعلم خيرا أو يعلمه , كان له كأجر حاج , تاما حجته 
«Тот, кто с утра рано отправился в мечеть, желая обучиться благому или обучить, получит награду полного хаджа».

Иснад проблемный. Но в целом его иснад пригодный. Об этом говорил аль-Мунзири, аль-‘Иракъи и аль-Альбани. В

версии Абу Хурайры сказано: «… в мою мечеть». Но она слабая.

На самом деле хадисов на эту тему очень много. Я не вижу нужды приводить все хадисы, делая из этого научный доклад. Приведенного достаточно.

Примеры из жизни сподвижников и табиинов

Все сподвижники, табиины и их последователи брали знания в мечетях. А некоторые даже в домах.

Ибн ‘Аббас отправился к дому того, кто знал что-то из хадисов. Не застав его он лег у двери его дома, унижаясь перед знаниями.

Бакъий бин Махляд брал знания у Ахмада в его доме, когда второму запретили преподавать.

Аль-Бухари сказал амиру Ахмаду: «Я не преподношу знания к дому кого-либо, лишая остальных. Если ты нуждаешься, то приходи ко мне домой или в мечеть». (Прим. Смысл).

Малик преподавал исключительно в мечети. Даже халифа Харуна заставил явиться в мечеть. Ибн ‘Аммару сказал явиться в мечеть. А это учитель аль-Бухари.
Затем аш-Шафи’и занял его место и продолжил преподавание в мечети вместо Малика. Затем Абу Я’къуб аль-Бувейти заменил аш-Шафи’и и продолжил преподавание. И так далее.

≡ Уважаемый шейх Салих аль-Фаузан на своем сайте сказал:

تكون الدراسة إما منهجية في المدارس والمعاهد والكليات على أيدي المدرسين وضمن المقررات الدراسية في كل فن، وإما أن تقرأ على العلماء في حلق العلم في المساجد، أو في دور العلم المعروفة

«Учеба должна быть либо систематизированной в школах, институтах и факультетах под предводительством учителей по подобранным предметам различных наук, либо ты должен учиться у ученых в учебных кружках в мечетях. Или же на (различных) принятых учебных сессиях».

≡ Имам Ибн Баз в «Нур ‘аля ад-Дарб», сказал:

فالحاصل: أن الخروج إلى المساجد لطلب العلم والتفقه في الدين، أمر مطلوب شرعاً ما بين مستحب أو واجب، على الرجال والنساء جميعاً

«Суть, что отправляться в мечеть для получения знания и понимания религии, дело требуемое. Оно может быть желательным, а может обязательным. Это касается и мужчин, и женщин».

≡ Также Ибн Баз в шархе на «Сады праведных», комментируя чтение шейха Мухаммада Ильяса, сказал:

 ينبغي للمؤمن أن يحرص على حلقات العلم وحلقات الذكر في المساجد وغيرها حتى يستفيد هذا الخير العظيم

«Верующий должен стремиться к кружкам знаний и напоминаний в мечетях и в других местах. Дабы получить это огромное благо».

≡ Также Ибн Баз в «Нур ‘аля ад-Дарб» сказал:

فنصيحتي لكل مسلم، ولكل مسلمة الحرص على التفقه في الدين، والتعلم، وعلى طلب العلم بكل وسيلة، ومن ذلك سماع هذا البرنامج: نور على الدرب، سماعه من طلب العلم، ومن العناية بالعلم، فهو برنامج مفيد، يصل إليك وأنت على فراشك، وفي مجلسك، وفي سيارتك

«Мой совет каждому мусульманину и мусульманке, стараться обучиться религии. Учиться. Чтобы они требовали знания всеми способами. 

Одним из таких способов является данная программа: «Нур ‘аля ад-Дарб». Слушание (материалов с этой программы) считается требованием и занятием знаниями. Это полезная программа. (С помощью) нее до тебя доходят знания, а ты в своей постели, в своем месте, или в своем автомобиле».

Вывод

Сегодня университеты помогают и облегчают студентам жизнь. Нет сомнений в их огромной пользе. Но если человек не старается самостоятельно, то никакие институты ему не помогут. Институт — это как активизатор, а не генератор и катализатор.

Такие троечники заканчивают училища с трудом. А после ходят среди людей с поднятой головой, нагло относя себя к специалистам. Обводят наивный народ, вешая им лапшу на уши. Делая «шархи» на три основы, или «шархи» на книгу единобожия. А мы видим, что из-за их неискреннего намерения их работы не поднимаются выше их носов. И слава Богу.

Хвала Аллаhу Господу миров.

 

комментариев 7

  1. Алмас 10 Июл 2020

    Ассаляму аляйкум уа рахматуллаһи дорогой брат. Подскажи пожалуйста в какой из двух университетов подать документы: Джабра в Хартуме и международный университет Африки в Хартуме. БаракаЛлаһу фик

    • AR-RAD 10 Июл 2020

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Я инщаАллаh в видео формате отвечу.

      • Алмас 18 Июл 2020

        Ассаляму аляйкум уа рахматуллаһ. Брат извини что отрываю тебя от работы, я знаю что ты очень сильно занят, просто хотелось бы твой совет по поводу учебных заведений. برك الله فیك

        • AR-RAD 13 Сен 2020

          Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлаhи уа баракату. Их много, хвала Аллаhу. Все упирается на финансы. На что вы конкретно рассчитываете ?

  2. Мансур 25 Авг 2023

    Ассаляму Алейкум уа рахматуЛлаhи уа баракату , брат какие исламские университеты и колледжи ты бы посоветовал? Есть ли какие нибудь на СНГ пространстве. БаракаЛлаhу Фик .

    • AR-RAD 25 Авг 2023

      و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
      Мне не известны престижные салафитские институты в странах СНГ.

  3. Мансур 3 Сен 2023

    Ассаляму Алейкум уа рахматуЛлаhи Уа баракату ,брат какие исламские университеты посоветуешь в Египте .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *