Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

22. Слова поминания в ‘ид аль-Адха и ‘ид аль-Фитр

Last updated on 27 Июн 2023

22. Slova pominanija v id al Adha i id al Fitr 1 - 22. Слова поминания в'ид аль-Адха и'ид аль-Фитр

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Произнесение такбиров является важной сунной в день праздника, ведь Всевышний сказал:

ولتكملوا العدة ولتكبروا الله على ما هداكم ولعلكم تشكرون

Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны

 

1.Слова поминания в ‘ид аль-фитр

Передается от Уалида ибн Муслима: «Я спросил аль-Ауза‘и и Малика о произнесении вслух такбиров в дни праздников, и они ответили: „Да, ‘Абдуллах ибн ‘Умар произносил их вслух в День Разговения, пока не выходил имам“.

Достоверно передаются слова Абу ‘Абд ар-Рахмана ас-Сулями: 

В День Разговения они придерживались этого сильнее, чем в День Жертвоприношения. Уаки‘ сказал, что имеется в виду такбиров.
≡ См. Ирвау-ль-галиль (Т. 3. С. 122).

Передается у ад-Даракъутни и других, что Ибн ‘Умар, когда начинался День Разговения и День Жертвоприношения, провозглашал такбиры, пока не приходил в место совершения молитвы. И после возвеличивал Аллаха, пока не выходил имам.

Ибн Аби Шейба с достоверной цепочкой передатчиков передал слова аз-Зухри: Люди возвеличивали Аллаха в праздничный день, когда выходили из своих домов и продолжали говорить такбир, пока не доходили до места совершения молитвы, и пока не выходил имам. А когда выходил имам, они замолкали, а если он произносил такбир, произносили его и они.

Произнесение такбиров со времени выхода из дома на молитву и до момента, когда выходил имам, было очень известным и распространенным делом среди предшественников. Предания об этом передала группа ученых, таких как Ибн Аби Шейба, ‘Абд ар-Раззак, аль-Фирйаби в своем труде Ахкяму-ль-‘идайин от группы предшественников. Среди этих сообщений есть предание о том, что Нафи‘ ибн Джубейр возвеличивал Аллаха и удивлялся, что люди не делают этого, говоря: Разве вы не будете возвеличивать Аллаха?!

Имам Ибн Шихаб аз-Зухри, да помилует его Аллах, сказал: «Выходя из дома люди возвеличивали Аллаха, и (продолжали делать это), пока не выходил имам».

Время такбиров в День Разговения начинается в ночь на праздничный день и продолжается до выхода имама для праздничной молитвы.

 

2. Слова поминания в ‘ид аль-Адха

Зикры в эти девять дней Зуль-Хиджди, затем в день ‘Арафа, затем в праздничный день, и в последующих трех днях Ташрикъа являются сунной.

Есть небольшое разногласие относительно того, когда и что именно произносят в эти дни:

Сказал имам Малик:

Мы же на том, что чтение такбиров в дни Ташрикъа должно быть после обязательных молитв. Первый такбир начинает имам после обеденной молитвы, где люди делают такбир вместе с ним. Последний такбир имама … заканчивается после утренней молитвы последнего дня Ташрикъа… Такбиры в дни Ташрикъа должны делать, как и мужчины, так и женщины.

Имам Аль-Бухари передал:

Женщины делали такбир позади Абана бин ‘Усмана и ‘Умара бин Абдуль ‘Азиза в ночи Ташрикъа вместе с остальными мужчинами в мечети

Сообщил ад-Даракъутни, что Ибн ‘Умар делал такбир с утра и вплоть до прихода в молельню, и продолжал делать такбир в молельне пока не явился имам.

Сказал Мухаммад аз-Заркъани в шархе «Муватаъ» имама Малика:

А что касается формы поминания, то самое достоверное это то, что передал Абду Раззакъ с достоверной цепочкой передатчиков от Сальмана, сказавшего: «Возвеличивайте Аллаhа словами Аллаhу Акбар! Аллаhу Акбар Кабиран»». Добавил аш-Шафи’и: «Уа ли Лляhи аль-ХIамд» Также сообщается, что такбир произносят трижды, добавив «Ля Иляhа илля Ллаhа вахIдаhу ля шарика Ляh» и т.д

Сказал аль-хафиз ибн Хаджар:

Ученые разногласят относительно (такбиров): из них есть те, кто говорил об их чтении после обязательных молитв. Есть те, кто ограничил их с обязательными молитвами, исключив дополнительные молитвы. Есть и те, кто считал, что (такбиры) касаются лишь мужчин, но не женщин. Есть и те, кто считал, что (такбиры) читают джама’атом, но не раздельно… Есть и те, кто считал, что (такбиры) касаются лишь находящегося в своем (населенном пункте), но не путника… Существует разногласие также по поводу начала (такбиров) и их завершения:  Говорят, что начало с Зуhра, а конец после Зуhра дня жертвоприношения, или ‘Асра дня жертвоприношения, или Зуhра второго дня, или утренней молитвы последнего дня Ташрикъа, или Зуhра последнего дня Ташриъка, или ‘Асра последнего дня Ташрикъа. Ничего достоверного и ясного по этому поводу от пророка не сообщается

Сказал имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби: 

Наши ученые предпочитают обычный такбир, на это (указывает) Коран, и это то, к чему склоняюсь я.

Форма этих азкаров по мнению имама аш-Шафии:

اللَّهُ أَكْبَرُ كَبِيرًا وَالْحَمْدُ لِلَّهِ كَثِيرًا وَسُبْحَانَ اللَّهِ بُكْرَةً وَأَصِيلًا اللَّهُ أَكْبَرُ وَلَا نَعْبُدُ إلَّا اللَّهَ مُخْلِصِينَ له الدَّيْنَ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ لَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ صَدَقَ وَعْدَهُ وَنَصَرَ عَبْدَهُ وَهَزَمَ الْأَحْزَابَ وَحْدَهُ لَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَاَللَّهُ أَكْبَرُ

Из заказанного становится ясно, что в данном случае форма зикра не столь принципиальна, как ее наличие – главное читать. Одно из известных и распространенных форм поминания, переданное от большинства сподвижников:

الله أكبر، الله أكبر، لا إله إلا الله، الله أكبر الله أكبر، ولله الحمد

Это передал имам Ибн Аби Шейба от Ибн Мас’уда. Это же поминание читают и в ‘Ид аль-Фитр.

Внимание! Некоторые читают эти слова поминания хором в один голос, синхронно! Это ошибка и нельзя так делать!

Подобные действия посчитали нововведением: Ибн аль-Хадж аль-Фаси аль-Малики  и Абу Ибраhим аш-Шатиби аль-Малики, Мухаммад бин Ибраhим, Ибн Баз, ‘АбдуРаззакъ ‘Афифи, АбдуЛлаh бин Къу’уд, Хамуд ат-Тевейджири, Ибн Усеймин, Бакр Абу Зейд, Насыр аль-Альбани, ‘АбдуЛла аль-Гъудаян и Мукъбил бин Хади.

Братья ссылались на некоторые сообщения от саляф. Вот некоторые из них:

Имам Малик сказал:

Яхъя ибн Са’ид рассказывал: “До меня дошло, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб вышел в день Жертвоприношения, когда солнце только взошло. Он стал произносить такбир и люди тоже произносили вместе с ним его такбир. И так же было на второй и третий день”.

Имам аш-Шафи’и говорил: 

Людям следует произносить в праздник Разговения такбиры после захода солнца по отдельности и совместно в любом месте до того времени, пока имам не выйдет для совершения праздничной молитвы.

Я скажу: ни в первом ни во втором сообщении нет доказательства для них, так как в сообщениях идет речь о коллективном поминании в разброс, а не о одновременно/синхронно.

Т.е мы порицаем одновременное произнесение, а не коллективное, где каждый читает сам. А знание у Всевышнего Аллаhа.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.

Первая глава взята из сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида с небольшими изменениями.

 

5 комментариев

  1. иии 22 Апр 2023

    jazakhallahu hairan за статью

    • AR-RAD 22 Апр 2023

      و إياك

  2. Abu Akhmad 27 Июн 2023

    BarakalLahu fik

  3. Nodirbek 28 Июн 2023

    Да будет Аллах доволен вами и нами

    • AR-RAD 12 Авг 2023

      И вами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *