Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

21. Манhадж шейха аль-Альбани в хадисах

Последнее обновление на 31 Янв 2020

21. Manhadzh shejha al Albani v hadisah - 21. Манhадж шейха аль-Альбани в хадисах

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Манhадж шейха аль-Альбани в хадисах, чем он отличается от других? Какие у него особенности?

Прежде всего надо отметить, что у поздних и современных мухаддисов, по сравнению с ранними, есть доля снисходительности в оценке хадисов.

≡ Сказал выдающийся мухаддис ‘Абд ар-Рахман аль-Му’аллими, да помилует его Аллаh:

من يحكي عن بعض المتأخرين، كالسبكي، وابن حجر، وابن الهمام، والسيوطي، ونحوهم، أنهم صححوا ذلك الحديث، أو الأثر، أو حسنوه، ويكون جهابذة العلم من السلف قد ضعفوا ذلك الحديث، أو حكموا بوضعه، وهم أجل وأكمل من المتأخرين، وإن كان بعض المتأخرين أولي علم، وفضل، وتبحر، ولكننا رأيناهم يتساهلون في التصحيح والتحسين، ويراعون فيهما بعض أصول الفن، ويغفلون عما يعارضها من الأصول الأخرى، وفوق ذلك أن السلف كانوا أبعد عن الهوى، ومن هنا قال ابن الصلاح: «إن باب التصحيح والتحسين قد انسد، ولم يبق فيهما إلا النقل عن السلف»، وهذا القول خطأ، ولكنه يعين على ما نريده، وهو وجوب الاحتياط فيما يصححه المتأخرون، أو يحسنونه

«И бывает, что передают от поздних, как ас-Субки, ибн ХIаджар, ибн Хумам, ас-Суюти и других, что они удостоверили такой-то хадис, или асар, или посчитали его хасан, однако выдающиеся обладатели знания из саляф послабили этот хадис, или вынесли решение о его слабости. А ведь они величественней и достойней, чем поздние, даже если некоторые поздние являются обладателями знания, достоинства и углубления (в науках). Мы видим в них снисходительность в удостоверении хадисов. Они в этом деле соблюдают одни правила, и беспечны к другим основа, противоречащим им.

Плюс к этому, саляфы были дальше всех от следования за страстями, и здесь ибн Салях сказал: «Раздел удостоверения хадисов передается лишь по иснаду, и не осталось ничего (что удостоверяют или послабляют), чтобы не передали это от саляф». Эти слова ошибочны, но они проливают свет на то, что мы хотим донести, а это — обязанность проявлять осторожность в том, что поздние называют сахих и хасан».

И шейх аль-Альбани не исключение. Нельзя сказать, что у него абсолютная снисходительность, но иногда он проявляет такую снисходительность, которую мало кто проявлял их мухаддисов его уровня до него. Но на удивление, шейх аль-Альбани иногда проявляет серьезную строгость, превосходя многих древних имамов. Это можно списать на иджтиhад, так как слова в джархе иснадов отличаются в зависимости положения передатчиков этого иснада.

Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллаh, познал все ветви науки хадиса, но это не значит, что он во всех них преуспел.

Шейх больше всего преуспел в тахридже и исследованию цепочек, и это заметно в его «Сильсиля» и «аль-Ируаъ». Но есть и другая сторона, он не уделил того внимания, которому уделили саляф – скрытым проблемам (‘иляль) и мутунам хадиса.

Шейх аль-Альбани хорошо разбирался в пяти частях хадиса, но есть небольшое упущение именно в четвертой части — в ‘иляль (скрытые недостатки хадиса). А иногда пятой — шузузы. И вот пятое именно отразилось на его фетвах, в которых он противоречит подавляющему большинству мухаддисов и правоведов.

Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллаh, когда ознакомился с некоторыми его трудами, понял, что шейх аль-Альбани вобрал в себя огромные познания в этой науке. Затем добавил, что в спорных моментах в хадисах иногда проявляет снисходительность.

≡ Он сказал

أما من حيث التحقيقات العلمية الحديثية فناهيك به، على تساهل منه أحيانًا في ترقية بعض الأحاديث إلى درجة لا تصل إليها من التحسين، أو التصحيح، وعدم ملاحظة ما يكون شاذ المتن، مخالفًا لأحاديث كالجبال صحة، ومطابقة لقواعد الشريعة

«Но со стороны научного разбора хадисов, у него иногда проявляется легкое отношение в попытке довести некоторые хадисы до такого уровня, до которого они не доходят, как тахсин и тасхих, а также не уделяет внимание шузузам в матнах (т.е отклоненные матны), которые противоречат хадисам, своей достоверностью которые подобны горам, и соответствующие шариатским правилам».
См. «Жизнь аль-Альбани» 2/543.

≡ Спросили мухаддиса Мустафу аль-‘Адауи о Ахмад Шакире и Насыре аль-Альбани, он ответил:

أما الشيخ الفاضل أحمد شاكر — رحمه الله — فيجنح إلى التساهل في الحكم على الحديث بالصحة، ومنشأ ذلك أنه عمد إلى رجال دارت عليهم جملة هائلة من أحاديث رسول الله صلى الله عليه وسلم فوثَّقهم، ومن ثَم صحَّح أحاديثهم، من هؤلاء ابن لهيعة، وشهر بن حوشب، وعبد الله (مكبر الاسم) بن عمر العمري، وليث بن أبي سليم، وعبد الله بن صالح كاتب الليث، ويزيد بن أبي زياد، وهؤلاء الراجح من أمرهم أنهم أقرب إلى الضعف

أما الشيخ ناصر الألباني — حفظه الله — فهو أحسن حالاً في هذا الجانب، إلا أن عمله لا يخلو من شيء من ذلك، ووجه ذلك أنه يصحح الحديث في كثير من الأحيان بناء على صحة الإسناد فقط، ولا ينظر إلى أوجه إعلاله، وأحيانًا يصحح الحديث بمجموع الطرق، وكثرتها، مع شدة ضعفها

«Уважаемый шейх Ахмад Шакир, да помилует его Аллаh, склоняется к легкому отношению в удостоверении хадисов. Это связано с тем, что он упирался на передатчиков, передавших огромное количество хадисов пророка ﷺ, и удостоверил их.

Из них ибн Ляhи’а, Шаhр бин ХIувейшиб, ‘АбдуЛла бин ‘Умар аль-‘Умари, Лейс бин Аби Сулейм, ‘АбдуЛла бин Салих, писарь аль-Лейся, Язид бин Аби Зияд. Правильное в этом вопросе, что все они ближе к слабости (в передаче).

А что касается Насыра аль-Альбани, да хранит его Аллаh, то с этой стороны он лучше положением. Разве что его знания тоже не исключают этих (ошибок).

А суть в том, что он, зачастую, удостоверяет хадисы, упираясь исключительно на иснад, и не смотрит на его скрытые недостатки. Иногда удостоверяет хадис лишь из-за его многочисленных передач и путей, несмотря на его сильную слабость».

Я скажу: вот это и есть отличительная черта шейха аль-Альбани. Он действительно часто удостоверяет в силу свидетельств, а не качеств, вот это то самое отличие от саляф.

Другой доктор и мухаддис, шейх Са’д аль-ХIумейид пишет:

أما بالنسبة لتصحيحات الشيخ الألباني، فالشيخ من المجتهدين في علم الحديث، وفي الغالب أنه إذا ضعف حديثًا لا تجد بعده شيئًا — في الغالب -، ولكن لست أدعي أنه لا يفوته شيء، ولكن إذا ضعف حديثًا ففي الغالب أن حكمه يكون لائقًا على ذلك الحديث، وكذلك في كثير من الأحيان إذا حكم على حديث بالصحة أن حكمه يكون جيدًا، وقد يخطئ في نظري

أما إذا حكم على حديث بالحُسن؛ فهذا الذي هو محل نظر، فالشيخ له منهج يسير عليه في تحسين الأحاديث، وأنا عندي تحفظ على ذلك المنهج؛ فهو يتساهل في جمع طريق ضعيفة، مع طريق ضعيفة، وهكذا يجمع بينهما، ويحكم على الحديث «بالحسن لغيره» مع العلم بأن بعض تلك الطرق قد تكون مناكير، أو مما تفرد به بعض الرواة تفردًا منكرًا عند العلماء، والشيخ لا يُبالي بهذا

 «По поводу удостоверения хадисов шейхом аль-Альбани, то шейх из числа муджтаhидов в науке хадис. Если он называет хадис слабым, то чаще всего после этого ничего нового не обнаружится, но я не утверждаю, что он ничего не упустил, но если он послабил, то чаще это законоположение соответствует этому хадису.

Точно также дело обстоит с его решением о достоверности хадиса, во многом это решение хорошее, хоть и ошибается иногда, как я считаю.

А что касается его решением о хасан хадисах, то вот это спорный момент. У шейха своя методология с хасан хадисами, я скептически отношусь к такой методологии. Он не придерживается должной строгости в собирании слабых путей, и таким образом он собирает их, а затем называет их «хадис хасан, согласно всем путям». И это зная, что некоторые пути и вовсе мункар, или они единичны, передаваемые единственным мункар путем, как это бывают у ученых, а шейх (аль-Альбани) не обращает внимание на это».

Я скажу: здесь шейх Са’д подметил с абсолютной точностью, что говорит о его знакомстве с трудами шейха Насыра аль-Альбани. Шейх Насыр действительно почти всегда называет хадис хасан не из-за плохой памяти передатчика одного иснада, а по причине всех путей, даже если они будут мункар и матрук.

Так шейх аль-Альбани поступил с хадисом:

«Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть (свой) завистник»

Шейх аль-Альбани назвал этот хадис хасан лишь потому, что у него пять свидетельств, и он не взял во внимание тот факт, что четыре пути ложные, и только один более менее пригодный, хотя и его имамы послабили, из-за неопределенности Суhейля. Имам Ахмад и ибн Ма’ин назвали этот хадис ложным.

Это один из примеров того, как шейх аль-Альбани удостоверяет очень слабые хадисы, собирая все его пути. Но это у шейха аль-Альбани не частое явление, никто не спасся от ошибок, кроме пророка ﷺ

≡ Спросили шейха ат-Тарифи о методологии шейха аль-Альбани:

 العلامة الألباني من الأئمة الكبار في السنة، وقد نفع الله به نفعًا عظيمًا في هذا القرن، مما لا يكاد يحصل لمثله في وقته، وذلك فضل الله يؤتيه من يشاء

وهو كسائر علماء الحديث يؤخذ من قوله ويرد، والشيخ الألباني له منهج في نقد الأحاديث يخالفه فيه غيره من أهل العلم، وهو يجري على ما يجري عليه سائر المحدثين الكبار من المتأخرين، كالسيوطي، والسخاوي، وغيرهم

وانتقد عليه تساهله في مواضع من أحكامه، كالتصحيح بمجموع الطرق، والتسامح في تحسين روايات بعض الضعفاء، ونحو ذلك

وأخذ عليه تشدده في بعض أحكامه، كتشدده في رد روايات من وصف بالتدليس، ورد كل ما ثبت انقطاعه مطلقًا، ولو كانت القرائن احتفت به، فاغتفر الأئمة علة الانقطاع لقوة القرائن، كمعرفة الواسطه عينًا أو حالًا، كرواية سعيد عن عمر، أو أبي عبيدة عن أبيه، ونحو ذلك
والشيخ الألباني ليس بدعًا بهذا الرأي، فهناك من سبقه من الأئمة المتأخرين إلى هذا الرأي، وهو مجتهد حاصل على الأجر في الحالين، رحمه الله، وأسكنه فسيح جنته

«Аль-Альбани выдающийся ученые из числа больших ученых Сунны. Аллаh в этом столетии принес огромную пользу посредством него, практически не найти подобного ему в его время. Это милость Аллаhа, которую Он дарует кому пожелает.

Он, как и другие ученых хадиса, ошибается и бывает правым. У шейха аль-Альбани своя методология в критике хадиса, в которой он противоречит другим обладателям знания.

Он использует те-же принципы, что и другие поздние большие мухаддисы, как ас-Суюти, ас-Сахауи и другие.

Он получил критику в свой адрес за некоторые свои нестрогие оценки хадисов, как его удостоверение хадиса в совокупности путей, как его оценка хадисов хасан некоторых слабых передатчиков.

Также он получил критику в своей адрес за его строгий подход к другим хадисам, как отвержение путей передатчиков, уличенных в тадлисе. Также его отвержение риваятов передатчиков, у которых обрыв (в цепочках лишь) в общем, даже если есть свидетельства (в поддержку этого пути), где имамы проявили снисходительность, в силу благоприятных предпосылок…

Но шейх аль-Альбани не является единственным в этой методологии, до него были поздние имамы, исповедующие такую-же методологию. Он муджтаhид, получающий награду в любом случае. Да простит его Аллаh и да поселит его в широких садах рая».

Я скажу: из моего девятилетнего знакомства с трудами шейха аль-Альбани, я могу сделать такой-же вывод, которые сделали шейх Са’д аль-ХIумейи и ат-Тарифи. Но это нисколько не принижает его великое достоинство, он был большим мухаддисом последних столетий, им и остается. В его книгах огромная польза.

Ближе всего к истине, когда шейх аль-Альбани послабляет хадис, затем то, когда он называет хадис «сахих», и меньше из этого, когда он называет хадис «хасан», особенно, если этот хасан у него в совокупности всех путей. Последнее часто бывает неправильным.

Однако слепые приверженцы шейха аль-Альбани пошли против самого аль-Альбани, сделав его решения о хадисах абсолютно верными, приняв его некоторые мнения, которые противоречат практически всем ранним мухаддисам.

Хвала Аллаhу Господу Миров

 

комментария 2

  1. Абидин 19 Окт 2019

    Ассаляму аляйкум ва рахматулЛахи ва барякатуху, брат ошибка в конце текста тарифи: Да простит его Аллаh и ад поселит его в широких садах рая. Там ад написано.

    • AR-RAD 19 Окт 2019

      Уа аляйкум ассалям уа рахматуЛлау уа баракату. Шукран, брат мой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *