Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

202. Когда дозволяется гъиба, а когда запрещается?

Последнее обновление на 4 Ноя 2019

202. Kogda dozvolyaetsya giba a kogda zapreshhaetsya - 202. Когда дозволяется гъиба, а когда запрещается?

Из книги «Сады праведных» имама ан-Науауи. Перевод не мой, перевод  Абдуллы Нирши.

Глава 256
О том, какая хула является дозволенной

Знай, что хула дозволяется только ради достижения правильной и не противоречащей Шариату цели в том случае, когда иным путем её достичь невозможно, чему (может быть) шесть причин:

ПЕРВАЯ: подача жалобы. Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить его с обидчиком, и при этом (притесняемый может) сказать: «Такой-то обидел меня в том-то».

ВТОРАЯ: просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения непокорного на путь истинный. (В этом случае человек может) говорить тому, на силу кого он надеется в деле устранения порицаемого, (следующее): «Такой-то поступает так-то, удержи его от этого», — и тому подобные вещи в стремлении к устранению порицаемого, если же он не стремится к этому, тогда (произносить такие слова) будет запретно.

ТРЕТЬЯ: обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу (фетва), когда (человек может) сказать муфтию (такие слова): «Меня обидел в том-то мой отец (или:…мой брат; или:…мой супруг), но имеет ли он право на это? И как мне избавиться от этого, добиться того, что положено мне по праву, и защититься от притеснений?», — или нечто подобное. Это разрешается в силу необходимости, однако надёжнее и лучше будет сказать: «Что ты скажешь о человеке (или:…муже), который поступает так-то?» Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени, но вместе с тем разрешается и назвать обидчика, к чему, если пожелает Аллах Всевышний, мы ещё вернёмся, приведя хадис, переданный Хинд.

ЧЕТВЁРТАЯ: предостережение мусульман от зла и (желание дать) им добрый совет, что (допускается в целом) ряде случаев(, в том числе):

— (когда нужно дать) отвод передатчикам (хадисов) и свидетелям, (в словах которых есть основания сомневаться), что, по единодушному мнению всех мусульман, является не только дозволенным, но и обязательным в случае необходимости;

— (когда необходимо) спросить совета относительно того, (стоит ли) вступать с кем-либо в родственные отношения путём заключения брака,[2201] или сотрудничать с ним, или доверять ему что-либо на хранение, или вести с ним какие-нибудь другие дела, или жить с ним по соседству; тот, к кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать (о том, про кого его спрашивают), но, напротив, упомянуть обо всех его недостатках, желая дать добрый совет;

— если кто-нибудь увидит, что изучающий фикх посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знание, и побоится, что это повредит изучающему фикх; в подобном случае он должен дать ему добрый совет, объяснив тому его положение, при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо возможно, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, только внушающий ему, что это — добрый совет, так пусть же это будет ему понятно;

— может быть и так, что человек, обладающий властью, не распоряжается ею должным образом либо потому, что не годится для этого, либо потому, что является нечестивцем или глупцом, либо по какой-нибудь иной причине; в подобном случае об этом необходимо рассказать правителю, чтобы он сместил такого и назначил вместо него подходящего человека или (хотя бы) узнал об этом, чтобы поступить с ним сообразно его положению, не оказаться введённым им в заблуждение и постараться побудить его придерживаться прямоты или заменить его (другим).

ПЯТАЯ: когда кто-либо открыто предаётся пороку или придерживается нововведений, например, если дело касается открытого употребления вина, создания всевозможных препятствий людям, (незаконного) взимания (торговых) налогов, присвоения чужого имущества или (иных) неправильных дел; в таких случаях разрешается сказать о том, что совершается (человеком) открыто, но запрещается упоминать о прочих (его) недостатках, если только это не является дозволенным в силу одной из вышеупомянутых нами причин.

ШЕСТАЯ: представление; если человек известен под каким-нибудь прозвищем, например, Подслеповатый, Хромой, Глухой, Слепой, Косой или под каким-нибудь ещё, разрешается называть его так, но запрещается поступать подобным образом в том случае, когда целью (обращения по прозвищу) является только умаление достоинства человека, а поэтому если можно назвать его как-нибудь иначе, будет лучше.

Эти шесть причин упоминались улемами, и относительно большинства их мнение их было единодушным, что же касается достоверных хадисов, в которых имеются указания на это, то они известны. К числу их относятся (следующие хадисы):

1531 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (как-то раз) один человек попросил у Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, разрешения войти, и он сказал:

Впустите его, но сколь плох он как соплеменник! (Аль-Бухари; Муслим)

Аль-Бухари использовал этот хадис как аргумент в пользу того, что отзываться плохо о порочных и сомнительных допустимо.

1532 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии. (Аль-Бухари)

Аль-Ляйс бин Са’д, являющийся одним из передатчиков этого хадиса, сказал:

Эти двое были из числа лицемеров.

1533 Сообщается, что Фатима бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, сказала:

(В своё время) я пришла к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказала: «Ко мне посватались Абу-ль-Джахм и Му’авийа», — (на что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Что касается Му’авийи, то он — бедняк, у которого нет никакого имущества, что же касается Абу-ль-Джахма, то он не убирает палку со своего плеча». (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «…что же касается Абу-ль-Джахма, то он избивает женщин», — что является объяснением той версии(, где сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): «…то он не убирает палку со своего плеча».

Говорят также, что (эти слова) означают: он много путешествует.

1534 Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:

(В своё время) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, выступили в поход,[2202] в котором людям пришлось испытать (немало) тягот, и (я услышал, как) Абдуллах бин Убайй[2203] сказал: «Ничего не расходуйте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него!» И ещё он сказал: «Поистине, если мы вернёмся в Медину, могущественные обязательно выгонят (оттуда) презренных!»[2204] После этого я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал ему об этом, и он послал за Абдуллахом Ибн Убаййем, который стал горячо клясться, что не делал этого. Тогда (люди) сказали: «Зайд обманул посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» И (из-за) этого меня охватила печаль, в которой я пребывал до тех пор, пока Аллах Всевышний не ниспослал (суру, начинающуюся с того аята, где сказано): «Когда лицемеры являются к тебе, они говорят: «Мы свидетельствуем, что ты — действительно посланник Аллаха», — и Аллах знает, что ты действительно являешься Его посланником, и Аллах свидетельствует, что лицемеры действительно являются лжецами»,[2205] — (и это) подтвердило мою правоту. А потом Пророк, да благословит его Аллах л да приветствует, призвал их,[2206] чтобы испросить для них прощения у Аллаха, однако они отвернулись.[2207] (Аль-Бухари; Муслим)

1535 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

(Однажды) Хинд, жена Абу Суфйана,[2208] сказала Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: «Поистине, Абу Суфйан — человек скупой, и он не даёт мне того, чего хватило бы мне и моему ребёнку, если я сама не беру у него без его ведома», — (на что) он сказал: «Бери достаточно для себя и для твоего ребёнка (согласно обычаю).[2209] (Аль-Бухари; Муслим).

Конец слов имама.

Хвала Аллаhу Господу миров.

 

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *