Last updated on 20 Окт 2021
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Что такое аукцион ?
Что говорит шариат о аукционах?
Аукцио́н — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами. В этом случае объект приобретается победителем аукциона — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона.
См Wikipedia
Простыми словами: человек продает товар, и на этот товар есть несколько покупателей, желающие купить этот товар. Продавец назначает изначальную цену, а покупатели состязаются между собой в покупке этого товара, предлагая свои цены. Затем покупает этот товар тот, кто предложил наибольшую сумму, которую не осилили другие.
Слова исламских ученых о аукционе
Достопочтимый муфтий КСА ‘Абдуль-‘Азиз али Шейх давал фетву о дозволенности аукциона, но с условием: чтобы поднимающие цену имели намерение купить. Чтобы цены поднимали именно для покупки/продажи товара, а не для того, чтобы кто-то лишился возможности покупки/продажи товара.
Пример: человек продает автомобиль за 100 000 тысяч и предлагают аукционерам. Аукционеры начинают предлагать цены выше и выше с целью, чтобы реальные клиенты, в силу искусственной дороговизны, лишись этого.
Такой вид продажи называется «ат-Танаджуш». А посланник Аллаhа ﷺ в хадисе у аль-Бухари и Муслима от Аби Хурайры сказал: «Не делайте ат-Танаджуш…».
А если нет намерения поднятием цен лишать других возможности купить, угождая продавцу или конкурентам, то нет проблем иншаАлла.
Тоже самое говорили уважаемые доктора шариатских наук Халид аль-Муслих.
Но есть и такие ученые, которые запрещали и это, из них шейх аль-Альбани и Мукъбиль, да помилует их Всевышний.
В силу нескольких причин первое мнение кажется нам убедительней:
1. Основа в быту — чистота и дозволенность до тех пор, пока не придет исключение с Корана и сунны.
2. Имам ат-Тирмизи передал хадис от Анаса, что посланник Аллаhа ﷺ продал попону (подстилку для седла) и стакан, предлагая ее продавцам. Один из присутствующих сказал: «Я возьму это за дирhам». На что пророк ﷺ ответил:
مَنْ يَزِيدُ عَلَى دِرْهَمٍ مَنْ يَزِيدُ عَلَى دِرْهَمٍ
«Кто даст больше? Кто даст больше ?».
И тогда один человек предложил два дирhама, и пророк ﷺ продал ему это.
Хвала Аллаhу Господу Миров.
Ассаляму алайкум ва рягьматуЛлагь. Брат, этот халис насколько достоверен?
Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывает: «Однажды к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришел один из ансаров и попросил кое-что. Посланник Аллаха спросил у него: «Есть ли у тебя, что ни будь дома?». Человек ответил: «Да, посланник Аллаха. У нас есть кусок шерстяной ткани, одну часть мы стелим под себя, а другой частью накрываемся. Еще есть сосуд, из которого мы пьем воду». Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тогда сходи и принеси мне эту ткань и сосуд».
Этот человек отправился домой и принес эти вещи. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) взял эти вещи в руки и сказал присутствующим: «Есть ли тот, кто купит у меня две эти вещи?». Один из присутствующих сказал: «Я дам за это один дирхем». Затем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть тот, кто даст больше?», повторив это два или три раза. Тогда один человек сказал: «Я дам за это два дирхема».
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) передал деньги тому человеку, сказав: «На один дирхем купи еды своей семье, а на второй купи топор, и принеси его мне». Человек пошел, купил топор, и вернулся к посланнику Аллаха. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Возьми этот топор, наруби дров и продай их. И не появляйся в течение пятнадцати дней».
Человек нарубив дров, продал их. Когда он снова пришел к посланнику Аллаха, у него уже было пятнадцать дирхемов. На часть из них он купил одежду, а другую часть потратил на еду. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:
«Это твое состояние лучше, чем предстать в Судный день с черным пятном нищенствования».
و عليكم السلام و رحمة الله و بركاته
Шейх аль-Альбани считал его слабым.